Всем интересующимся военной авиацией (Великой Отечественной войны) советую прочитать книгу Ворожейкина А.В. «Над Курской дугой». Я считаю ее эталоном воспоминаний военного летчика. Изданная в 1963 г. она не загружена идеологическми славословиями в адрес Партии и т.д. В описании воздушных боев с одной стороны присутствуют ощущения летчика (автора), а с другой он описывает техническую сторону различных маневров (такое можно узнать, наверное, только на личном опыте, в настоящем полете). Критически рассматриваются слабые стороны нашей военной тактики (в начальный период войны). Даже порой удивляешься, как в то время ее выпустили в тираж!? Причем Ворожейкин описывает такие эпизоды, каких я не встречал в иных подобных трудах других военных летчиков. Вот, например (своими словами): «Однажды его комэск майор Василяка, давно не вылетавший лично на задания, решил все же подняться в воздух. Ему назначили ведомого, но группой командовал не он, а Ворожейкин (майор подрастерял навыки на штабной работе). Над своим аэродромом «Яки» обнаружили четверку «мессеров», у которых было преимущество в высоте. Ворожейкин передал Василяке сообщение о противнике и приказал набирать высоту, сам же с группой наблюдал за противником. «Мессеры» атаковали группу Ворожейкина, но «Яки» ожидали нападения и разворотом вышли из-под атаки. «Худые» после неудачной атаки стали уходить горкой вверх, где по плану должен был быть Василяка с ведомым. Ему нужно было лишь резким разворотом довернуть на противника и встретить «Мессеры» огнем из всех точек. Но он промедлил, решив занять более выгодную позицию по высоте, а когда довернул, было уже поздно – немцы обстреляли его ведомого и вышли из боя. Обстрелянный «Як» круто взмыл вверх, сделал петлю и начал пикировать. Набрав скорость, машина вновь взмыла вверх, потеряла скорость, свалилась на крыло и вновь вошла в пикирование. Ворожейкин пишет, что глядя со стороны можно было подумать будто летчик забавляется, радуясь успешному завершению боя. Поэтому Ворожейкин передал в эфир, чтобы пилот «Яка» прекратил самодеятельность. Но самолет продолжал описывать петли. Когда Ворожейкин с трудом пристроился к «Яку», то перед ним предстала такая картина: фонарь разбит, летчик, пижатый к бронеспинке, сидел практически без головы. Все было забрызгано кровью, даже фюзеляж истребителя. Фугасный снаряд попал точно. Вскоре «Як» упал недалеко от командного пункта полка. Василяка спикировал вслед за упавшим «Яком», но перед самой землей вывел машину из пикирования. Он обоснованно считал себя виновным в гибели ведомого. На земле комполка наблюдавший все эволюции группы над аэродромом обвинил Ворожейкина в том, что тот сбил свой самолет. Бой был настолько коротким, что комполка (или комдив?) даже не заметил «мессеров»! Маневры самолета Ворожейкина и последующее падение сбитого «Яка» он принял за атаку на свой самолет». Вот как бывало на войне! Кстати, в «Ил-2 ЗС» тоже бывает так, что самолет накручивает петли после гибели пилота. До Ворожейкина я считал, что это «баг» в игре…
Вот еще один эпизод. « После сопровождения группы штурмовиков «Ил-2» на задание, 8 «Яков» ведущего группы Ворожейкина А.В. вернувшись из боевого вылета, начали заходить на посадку. «Илы» садились на том же аэродроме, что и истребители. Выделив пару истребителей в прикрытие, Ворожейкин начал заход на посадку. Срезая все возможные углы, самолет зашел по крутой глиссаде, чтобы побыстрее сесть и сократить время посадки для других самолетов. Когда «Як» Ворожейкина уже бежал по взлетной полосе, из облаков вывалилась пара FW-190. Ворожейкин, нажав на тормоза случайно задел спусковой крючок пушки. В этот момент трасса «Фоккера» прошила крыло его «Яка», а осколки через уже открытый фонарь ранили ему руку и лицо. Немец промчался над Ворожейкиным и сразу же вышел в хвост его ведомому, заходившему на круг. Дело в том, что ведомый Ворожейкина Чернышов всегда сопровождал своего ведущего до касания с взлетной полосой (прикрывал его), и только после этого уходил на круг. Немцы удачно выбрали момент. Головной FW-190 обстреляв Ворожейкина, легко догнал уходившего на круг Чернышова за счет набранной в пикировании скорости и в упор двумя длинными очередями расстрелял «Як». Истребитель медленно завалился на крыло и рухнул радом с аэродромом. Все еще имея запас скорости, этот FW-190 пристроился к впереди идущему «Илу» и подбил его. «Ил» задымил, но остался на крыле. А пара фоккевульфов немедленно стала уходить домой. Один из истребителей начал преследование, но в этот момент очнулся руководитель полетов и передал в эфир: «Внимание! «Мессеры» сверху!». Тем самым лишь внес сумятицу в обстановку. Все истребители, находившиеся в тот момент в воздухе, не видя «мессершмитов», инстинктивно развернулись в обратную сторону, навстречу вероятному противнику. В том числе и тот «Як», который преследовал пару FW-190». Вот так были потеряны два самолета и летчик, и подбита еще одна машина. И все это в книге описано без сглаживания, типа «Мы победили потому, что были коммунистами…» Конструктивно разбираются все ошибки, допущенные в боях. Вобщем, советую прочитать.