Шрапнельные снаряды со стальным корпусом комплектовались ударно-дистанционной 22-секундной трубкой образца 1900 года. Время реакции инерционного взрывателя этой трубки составляет около 5 мс. Таким образом, пробитие брони просходило по модели, аналогичной для сплошных бронебойных снарядов. Однако на толстых броневых преградах происходило "снятие" за счет разрушения сравнительно тонкостенного корпуса снаряда. Поэтому максимальная толщина пробиваемой брони ограничивалась примерно 40 мм.
Сначала немного практики (на основе данных М.Свирина, А.Широкорада, таблиц стрельбы).
В годы войны наше валовое производство давало ОФ снаряды 76-мм и 85-мм исключительно с литым корпусом из сталистого чугуна. Термин "осколочно-фугасный" для таких снарядов был в определенной степени условным. Фугасное действие было очень слабым потому, что чугунный корпус снаряда при установленном колпачке раскалывался до взрыва ВВ даже на грунтах, не говоря о броневых преградах. В таблицах стрельбы для ОФ гранат с корпусом из сталистого чугуна и взрывателем КТМ-1 указывалось: "на твердых грунтах стрелять только со снятым колпачком".
Теперь расчеты.
С законами Ньотона, в том числе законом сохранения импульса, я знаком.
Однако "лобовое" решение задачи взаимодействия снаряда и брони на основе этих законов не учитывает многих факторов и не соответствует реальной картине взаимодействия.
Как правило, при расчете взаимодействия снаряда и брони используются модели вязкоупругого тела максвелловского типа, которые обеспечивают совпадение расчетных и практических результатов. В рамках такой модели удается сочетать макро- и микроскопические представления о механизме деформирования и разрушения материалов.
Полная система уравнений модели вязкоупругого тела максвелловского типа занимает примерно страницу печатного типа, желающие могут с ней ознакомиться ("Действие средств поражения и боеприпасов", НГТУ, 2004, с.353).
Расчет применительно к чугунному ОФ-снаряду показывает, что его корпус разрушается в промежутке 40-45 мкс после соударения, то есть до срабатывания взрывателя. Значительная часть импульса расходуется на деформацию корпуса снаряда и нагрев, поэтому импульс, передаваемый броневой преграде, не так велик, как кажется на первый взгляд.
При взаимодействии с тонкими броневыми преградами возникают дополнительные явления, в частности упругие колебания, способствующие ускоренному разрушению корпуса снаряда. И здесь происходит значительная потеря импульса.
В таблицах CMBB приводятся расчетные данные по бронепробиваемости ОФС со стальным корпусом и установкой взрывателя на фугасное действие. Реально таких снарядов в боекомплектах советских танков не было всю войну.
На снимках показано разрушение советских танков немецким ОФС. Похоже на правду, поскольку немецкие снаряды имели стальной корпус, который мог передать большую долю импульса броневой преграде.