Цитата Сообщение от Skvorez Посмотреть сообщение
Вопрос к Бардову: речь идет о поздних типах И-16? Что Долгушин говорил о типе И-16, двигатель которого он запускал?
Вопрос не праздный, вот рассказ Сергея Грицевца самолет И-16 тип 10 Монголия 1939 год

"Забалуев уже возле самолета. Лезет в кабину. Говорить нет времени. Лихорадочно думаю: «Куда .бы тебя, дорогой, поместить?» Самолет ведь одноместный.
В общем, втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой. Вдруг мотор зачихал. Забалуев в этой тесноте захватил газ и прижал его на себя. И винт заколебался, вот-вот остановится. А повернуться ни один из нас не может. Вот момент! Ведь если мотор заглохнет, завести его невозможно здесь! [68]
Но тут я даю газ «на обратно», и самолет у меня как рвануло — и побежал, побежал!
Новая беда. Не отрываемся. Уж, кажется, половину расстояния до Ганьчжура пробежали, а не отрываемся. Поднимаемся! Думаю: «Только бы ни одна кочка под колесо не попалась...»
Оторвались! Убираю шасси. "
Большое спасибо за приведённый фрагмент. Я искал его совсем недавно самостоятельно, но нашёл другой - гораздо более краткий.
Искал я для того чтобы сравнить этот эпизод с аналогичным произошедшим с Долгушиным и Макаровым когда Долгушин вывез Макарова на своём Миге с пустого аэродрома к которому ехал грузовик с немцами - прямо под носом у немцев так же как Грицевец Забалуева на И-16 под носом у японцев (хотя про японцев, чтобы они в тот момент приближались е его самолёту я толком информации пока не нашел).
Что ещё любопытно:
- Грицевец за этот подвиг был представлен к званию ГСС,
- а Долгушина с Макаровым просто расцеловал комполка Хлусович, после чего их покачали и поподбрасовал весь полк на руках, а потом в дом где они ночевали с Макаровым им принесли поесть и водки, ну и комполка потом попозже к ним зашёл отметить "второе рождение" как в таких случаях такие случаи их немецкие коллеги называли и отмечали

==речь идет о поздних типах И-16? Что Долгушин говорил о типе И-16, двигатель которого он запускал?==

Вообщето я уже публиковал рассказ Долгушина по этому поводу в соответствующих соседних ветках. Когда мы стали разбираться с тем что Сергей Фёдорович помнит по типам И-16 и их моторам, оказалось что он помнит и то и другое, но номера типов путает. Сначала он назвал 22-й и 24-й типы, но когда я привёл ему статью (приведённую выше и написаную на основе книги Маслова по И-16) и мы стали разбираться с типами и моторами, оказалось, что их полк (и вероятно и все остальные сконцентрированные у наших западных границ) был оснащён 24-м и 28-м типом И-16 с 62-ми и 63-ми моторами. Причём когда И-16 с 63-ми моторами получили с завода, оказалось что мотор был такой мощности что коренной подшипник не выдерживал нагрузки, что приводило к авариям а то и к пожару. И когда это заметили - отобрали 10 человек не женатых из 122-го полка и отправили в г. Саки в Крым на испытания этих моторов с подшипниками двух новымх типов - с новыми посадками - на серебре и ещё на чём-то другом. Когда испынания были закончены - "испытатели" из 122-го ИАПа вернулись в свой полк и к началу войны все моторы в полку успели поменять на моторы с серебрянной посадкой (оказавшейся самой лучшей в результате испытаний) коренного подшипника.
Вот такими моторами и был вооружён 122-й ИАП и вероятно и все остальные - 24-го типа с М-62 и 28-го с М-63.
Ну и ещё различия между ними были в вооружении:
- пулемётные И-16 (с направляющими под РС и без них)
- и пушечные с моторами М-63.