Выложено по просьбе =KAG=Graph

Принципиальные отличия реальных самолетов Ла-5, Ла-5Ф и Ла-5ФН от модели, представленной в игре Ил-2 «Забытые Сражения», патч 4.02m

Недавно ко мне в руки попал интересный источник информации. Это файл в формате .pdf, в котором содержится отсканированный атлас под названием «Самолет Ла-5ФН с мотором М-82ФН», изданный Государственным издательством оборонной промышленности, 1944 г.,Москва.
Приведу предисловие автора этого иллюстрированного атласа, Главного конструктора завода им. Орджоникидзе, Героя Социалистического Труда С. Лавочкина.

«Самолет Ла-5 уже более 2-ух лет сражается на фронтах Отечественной войны
Немало мастерства на этих машинах проявили Сталинские соколы в воздушных боях немало блестящих побед было одержано при встрече с противником.
Чтобы использовать все возможности самолета в воздушном бою, чтобы дольше сохранить его и иметь его всегда готовым к бою, необходимо лучше изучить его конструкцию и работу отдельных механизмов.
Издаваемый атлас имеет целью помочь летчикам, механикам, мотористам и другому обслуживающему персоналу изучить машину и с этой точки зрения он должен быть рекомендован частям ВВС как учебное пособие.
Не в меньшей степени этот атлас будет полезен для летных школ и ремонтных баз.
Тесная связь с фронтом и меняющиеся условия войны заставляют часто пересматривать отдельные элементы конструкции. Тщательное изучение изложенного в атласе материала, позволит легче разобраться в тех изменениях, которые по техническим причинам не могли попасть в настоящее издание».

Очень солидное издание, в котором в изобилии представлены схемы узлов и агрегатов самолета. Сначала я его прочитал по диагонали, в целях ознакомления, но те сведения, которые я обнаружил в этом атласе, заставили меня внимательно его изучить. Все дело в явных противоречиях, обнаруженных мною в атласе, составленном людьми, в компетентности которых ни у кого не возникнет сомнения, и модели самолета Ла-5, представленной в игре Ил-2. (Прошу заметить, что эта модель присутствует с момента первого выхода игры). Явные противоречия, бросившиеся мне в глаза, я описал ниже. И все их считаю принципиальными, ну может быть, за исключением последнего пункта.

-1. В атласе: Самолет Ла-5ФН, оснащенный мотором М-85ФН и винтом ВИШ-105, был оборудован автоматом шага винта (Р-7) с возможностью перевода автомата шага винта в режим ручного управления. (Стр.49 глава IV пункт 6)
Как реализовано в игре: Нет автомата шага винта, управление шагом винта осуществляется вручную.

-2. В атласе: Самолет Ла-5ФН, оснащенный мотором М-85ФН, был оборудован регулятором состава топливоздушной смеси (РС-2), который автоматически определял качество топливной смеси в зависимости от давления и температуры окружающего воздуха. (Стр.49-50 глава IV пункт 6)
Как реализовано в игре: Корректировать качество топливоздушной смеси надо вручную, в зависимости от высоты полета.

-3. В атласе: Управление форсажем мотора М-85ФН было объединено с управлением скоростями нагнетателя. Тяга управление форсажем (РПД-1Ф) была присоединена к тяге переключателя скоростей нагнетателя таким образом, что форсаж включался автоматически при установке нагнетателя на первую скорость, и выключался автоматически же при переключении нагнетателя на вторую скорость. (Стр.48 глава IV пункт 3). Т.е. на первой скорости нагнетателя мотор форсировался всегда, вне зависимости от положения сектора газа, а на второй скорости, форсаж выключался. Блокировка введена с целью исключения возможности превысить наддув мотора свыше 1000 мм. ртутного столба, при работе нагнетателя на 2-ой скорости.
Как реализовано в игре: Форсаж двигателя включается при достижении тяги 100% вне зависимости от того, какая ступень нагнетателя включена.

-4. В атласе: Выпуск и уборка шасси, управление закрылками, осуществлялось на всех самолетах Ла-5, Ла-5Ф и Ла-5ФН с помощью гидравлической системы, а не пневматики. (Описание - Глава 2, стр. 25 - 27, 29. Схемы - Стр.30 - 35)
Как реализовано в игре: При выпуске и уборке шасси, и при управлении закрылками, слышен специфичный звук шипения воздуха в клапанах пневмосистемы.


При этом возникают весьма грустные мысли, о том, что симулятор Ил-2, претендующий на историческую достоверность и точную модель полета представленных в нем самолетов, совсем не является таким уж реалистичным. Уж явно реалистичность принесена в жертву играбельности и соблюдения баланса между синими и красными крафтами. Зачем тогда эти громкие заявления создателей Ил-2? И не поверю, что им при создании модели Ла-5 не была доступны те источники информации, которые попались мне на глаза. Или может все воспринимать проще? Игра есть игра и ее правила надо принимать и наслаждаться ею, либо не играть.

С уважением, =KAG=Graph