В ближайшие дни летать из Екатеринбурга в Москву рискованно: никто не гарантирует, что в выбранное вами время самолет взлетит. Все будет спокойно, только если вместе с вами летит губернатор Эдуард Россель, но как знать: купил он билет на ваш рейс или нет.
О том, что все так ненадежно 237 екатеринбуржцев, собиравшихся утром 13 ноября в Москву, узнали только после посадки в самолет. Когда пассажиры уже расселись по местам, их предупредили: борт поднимется позже – технические службы аэропорта не провели необходимую работу. Насколько позже – не сообщалось. Пассажиры ждали. Самолет ИЛ-86 взлетел только в 10.08 (вместо 8.15). Аэропорт обвинил в ЧП авиакомпанию, продававшую билеты на неутвержденный рейс, авиакомпания – аэропорт, решивший выжить базового перевозчика с законного пространства. Позже история повторилась с рейсом в 18.40. Его тоже не хотели отпускать из Екатеринбурга в установленное время. Аэропорт настаивал – взлет не раньше 21.50. Но билеты на 18.40 купил губернатор, и полторы сотни пассажиров вечернего рейса отправились в столицу вовремя. Как будут летать самолеты завтра – не ясно.
«Понты всякие начинаются…»
Именно так достоянием общественности стала бумажная война, которая длится уже три с половиной месяца. Как удалось выяснить, 21 июля руководство «Уральских авиалиний» обратилось к генеральному директору аэропорта «Кольцово» Михаилу Максимову с просьбой согласовать время вылетов своих маршрутов на 2006-2007 годы. В авиакомпании убеждены, аэропорт должен был ответить максимум через два дня. Ответа не последовало.
Собственные источники утверждают, в Кольцово решили проучить «Уральские авиалинии». «Я прекрасно понимаю Максимова, - говорит сотрудник контролирующего авиацию ведомства, находящегося в Екатеринбурге. – Он – директор аэропорта с собственным видением того, как порт должен развиваться, с акционерами, которые требуют от него прибыли. Максимов все делает, но чтобы идти дальше надо работать вместе со Скуратовыми (собственники базового перевозчика – «Уральских авиалиний». – Прим. ред.). Он на контакт, а ему - отказ, понты всякие начинаются... Они хвалятся своим административным ресурсом, Максимов решил показать, что и у него есть ресурс». По данным нашего собеседника, получив письмо от Сергея Скуратова (гендиректор «УА», глава семейства. – Прим. ред.), глава Кольцово направил его по всем профильным службам аэропорта, где оно и затерялось.
6 сентября Михаил Максимов предложил авиаторам «отменить продажу пассажирских перевозок на все рейсы авиакомпании до момента согласования расписания». Это означало паралич деятельности «Уральских авиалиний» и необходимость идти на поклон к директору аэропорта. Ответа со стороны Скуратовых не последовало. 21 сентября генеральный директор «УА» решил показать, что он может и обратился к руководителю Федерального агентства воздушного транспорта Александру Юрчику, попросил принять решение по согласованию расписания в обход аэропорта. Ответа не последовало.
Фрадкова поймали на моделей
Лишь 3 ноября в 20.50 в адрес «УА» поступила радиограмма, в которой Александр Юрчик предложил исключить из расписания московские рейсы в 8.15 и 18.40 (ну и, конечно, вылеты из столицы в Екатеринбург – в 10.20 и 22.00). Теперь «Уральские авиалинии» говорят, что не смогли оперативно отреагировать на предложение, поскольку из-за праздников руководство ознакомилось с документом только 7 ноября.
Наши источники описывают события иначе: якобы, с предписанием Сергей Скуратов ознакомился вовремя, но решил отыграть ситуацию во время поездки в Пекин в составе официальной делегации УрФО, вместе с полпредом Петром Латышевым и Эдуардом Росселем. Это мероприятие гендиректор «УА» рассматривал, как возможность усилить свои позиции, сойтись с представителем президента (пока главный лоббист интересов «УА» в полпредстве – заместитель господина Латышева Виктор Басаргин). Но события в Пекине развивались совсем не так, как планировал господин Скуратов: подружиться с полпредом ему не удалось.
Зато более чем хорошо выступил Михаил Максимов, летавший в Пекин презентовать программу развития аэропорта. Сначала, 8 ноября, его стенд отметил министр экономического развития России Герман Греф, пообещавший, что на следующий день к макетам аэропорта подойдет премьер Михаил Фрадков.
Чтобы точно поймать премьера, 9 ноября заказали девушек-моделей, в чьи обязанности входило обратить на себя внимание второго чиновника России и настойчиво указать ему на макет. Расчет на человеческие инстинкты сработал: премьер оказался у стендов. «Это что такое? Кольцово? Где это?», - спросил Фрадков. «У меня», - отрапортовал губернатор Эдуард Россель и передал слово Михаилу Максимову. Разговор о новых терминалах и взлетно-посадочной полосе продолжался 15 минут. В администрации губернатора говорят, что это катастрофически много: «В огромном выставочном центре премьер 15 минут стоял у одного стенда. Это важный аппаратный знак».
Как Россель отказался от Скуратова
Но самое интересное было сутки спустя. 10 ноября, по пути из Пекина в Екатеринбург, Эдуард Россель позвал к себе Михаила Максимова и до посадки в регионе разговаривал один на один. О чем? Официально это не рассказывает никто. Речь шла о том, кто будет строить новый грузовой терминал в «Кольцово». Невероятно, но факт: этот вопрос более, чем актуален для господина Росселя. Ряд наших источников намекают, что глава области, питающий поистине отеческие чувства к «Уральским авиалиниям» и по слухам через ряд аффилированных фирм контролирующий от 15 до 20% акций авиаперевозчика, готов забыть об «УА» при одном условии: не чужие ему компании будут строить три новых терминала в «Кольцово» (около 800 млн. рублей) и поучаствуют в освоении 7 млрд. рублей на новую взлетно-посадочную полосу.
Естественно, торговаться по этому поводу напрямую с директором Кольцово губернатор не мог. Потому разговор зашел лишь о грузовом терминале. Но стороны поняли друг друга и обо всем договорились. Так тихо и незаметно, «Уральские авиалинии» лишились своего главного лоббиста.
Утром 11 ноября Михаил Максимов летел в Москву на встречу с руководством компании «Ренова», выступающей главным инвестором аэропорта. Доподлинно неизвестно с кем именно он встречался: с главой «Реновы» Виктором Вексельбергом или его заместителем Евгением Ольховиком, курирующим деятельность аэропорта, но в столице директор Кольцово получил разрешение принимать в отношении «Уральских авиалиний» любые решения, которые сочтет нужным. Что случилось 13 ноября в 8.15 теперь известно всем.
Насколько теперь задерживают рейсы?
После проблем с утренним рейсом, в аэропорт и в авиакомпанию поступила телеграмма из Федерального агентства воздушного транспорта, предписывающая представителям сторон явиться в кабинет руководителя ФАВТ Александра Юрчика в 15 часов по Москве. «Уральские авиалинии» представлял Сергей Скуратов, аэропорт – директор по развитию Кольцово Александр Александровский.
Беседа была долгой и проходила на повышенных тонах, а закончилась ничем. Выслушав доводы сторон, Александр Юрчик постановил: в среду, 15 ноября, в Екатеринбург прибудет рабочая группа агентства, которая изучит обстановку на месте и только от ее выводов будет зависеть: останутся в сетке аэропорта московские рейсы «УА» в 8.15 и 18.40 или нет. В «Уральских авиалиниях» бодрятся, называя итоги встречи у Александра Юрчика «оптимистическими». Не расстроены и в аэропорту. Михаил Максимов пообещал, что «коллектив аэропорта приложит все усилия для того, чтобы рейсы состоялись в то время, на которое «Уральские авиалинии» продали билеты. Но надо понимать: мы ведем реконструкцию двух секторов, пропускная способность терминала снижена и возможны задержки. По моим расчетам, до часа».
Истинная цена «Уральских авиалиний». Предложения сняты
Наши источники говорят, задержка рейсов – страшнейший удар по «Уральским авиалиниям». «Комиссия будет работать долго, за это время от репутации авиакомпании ничего не останется, - предрекает все тот же чиновник. - А «Уральские» окружены, вокруг этих двух московских рейсов масса таких же рейсов «Авиапрада». Самолеты, может, поменьше, но и цены подешевле. Так вся клиентская база и перейдет на нового перевозчика». Представитель туристического бизнеса, на условиях анонимности проконсультировавший наше агентство, говорит о крахе «Уральских авиалиний»: «Рейсы в 8.15 и 18.40 – это «дойные коровы» Скуратова. Они дают процентов 80 от всех доходов московского направления. А полеты в Москву – это 60% от всех доходов авиалиний. Составляй пропорцию, считай - за день половины прибыли нет. Продолжатся непонятки с вылетами – все полетят на «Авиапраде» и эту половину Скуратов никогда не вернет».
Источник в руководстве Кольцово подтверждает эти расчеты. «Надоело, честное слово, - в сердцах бросает он. – Не хочет Скуратов работать по-человечески, пусть теперь поймет, что он за колосс». При этом в Кольцово даже не рассматривают возможность приобретения «Уральских авиалиний», о котором говорилось ранее. «Платить у него на за что: самолеты старые, часть в Сбербанке заложена», - продолжает сотрудник аэропорта. Он говорит, с учетом хорошего отношения к Скуратову заплатить за «УА» можно 20-25 млн. долларов, но красная цена коллективу компании (именно он - главный актив) – 7 млн. долларов. Но даже эту сумму «Ренова» платить не будет – работающий всего полгода «Авиапрад» демонстрирует чудесную динамику развития.
...