-
NASA. X-43A. Немного о проекте (правда без картинок).
По материалам Космического центра имени Кеннеди, США
Достаточно одного взгляда на этот летательный аппарат, чтобы оценить его выдающиеся скоростные свойства. Обычные ракетные двигатели, как известно, работают на смеси топлива с кислородом, причем оба компонента приходится тащить с собой в отдельных баках. В отличие от обычных ракет аэрокосмический самолет, или как его еще называют Hyper-X, берет с собой в полет только топливо - водород, а кислород, необходимый для горения водорода, черпает прямо из окружающей атмосферы. В проекте X-43A воплощен так называемый «скрэмджет» ("scramjet" ) или воздушно-реактивный ракетный двигатель.
То, что воздух для работы такого двигателя отбирается из атмосферы, позволяет сделать оснащенный им летательный аппарат значительно легче, и одновременно увеличить полезную нагрузку.
Основная изюминка проекта Hyper-X (общая стоимость которого составляет 185 млн. долл.) - сочетание в одном летательном аппарате прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ramjet) с ракетным двигателем (scramjet), использующим атмосферный кислород.
Можно сказать, что scramjet это ramjet, в котором скорость потока воздуха остается сверхзвуковой на всем протяжении своего прохода сквозь двигатель. Именно поэтому на земле можно провести лишь небольшую часть испытаний. Но и в воздухе аппарат будет не столько летать, сколько учиться летать.
По мере развития технологии воздушных ракетных двигателей scramjet ракеты-носители будут больше напоминать современные самолеты - с горизонтальным полетом, взлетом и посадкой. Все это позволит сократить не только стоимость аэрокосмических летательных аппаратов, но и сократить время между полетами.
X-43A разрабатывается для "резвого" полета со скоростью 7-10М. Стремительная машина, представленная на рисунке, имеет более, чем скромные размеры: 3,7 м длиной с размахом крыльев 1,5 м и весит около 1270 кг. Всего построено три однотипных аппарата. Изготовитель -компания MicroCraft Inc.
Запускать X-43A предполагается при помощи ветерана авиации B-52 и ракетных ускорителей Pegasus разработки компании Orbital Science. Корабль, установленный в носовой части ускорителя Pegasus, будет сброшен с B-52 над акваторией Тихого океана и выведен ускорителем на высоту примерно 30000 м, где включатся собственные двигатели аэрокосмического самолета (АКС) для разгона его до расчетной скорости в 7-10М. Летательный аппарат будет буквально напичкан измерительными приборами, что объясняется одноразовым характером летных испытаний: каждый АКС завершит полет погружением в воды океана и не планируется к последующему применению. Первый полет состоится уже в середине мая. Последующие полеты по плану NASA будут совершаться каждые шесть месяцев.
Более подробно об X-43A можно почитать на сайте xTerra.Ru
Александр Молодцов
Источник: Компьютерра
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума