Новый российский авиаперевозчик завершает формирование и объявляет о крупном контракте с авиастроительной компанией Boeing.
Гудок.ru, 15 октября 2009 года
Заместитель генерального директора корпорации «Ростехнологии», владеющей пакетом акций «Росавиа» в 51%, Игорь Завьялов сообщил, что обновление авиапарка «Росавиа» будет осуществляться лайнерами Boeing. Причем сделка с американским концерном уже находится в стадии завершения.
«Сумма приобретения составляет более 2,5 миллиардов долларов. Данное коммерческое предложение, которое мы сделали, - крупнейшее в 2009 году в мире. Если оно осуществится, то это будет одна из крупнейших сделок за всю историю российско-американских экономических отношений, - подчеркнул Завьялов. – Такие же намерения мы и хотим осуществить по поводу переговоров с компанией Airbus».
Сделка «Ростехнологии» и Boeing была подготовлена заранее, но подписание контракта отслеживалось на самом высоком уровне. Не зря Во время своего визита в Россию госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила представительство Boeing в Москве. «Мы очень рады, что новая российская авиакомпания «Росавиа» активно рассматривает вопрос о приобретении самолетов Boeing, - заявила госпожа Клинтон во время посещения московского бюро Boeing. Она пообещала, что правительственный Экспортно-импортный банк США готов участовать в финансировании сделки. Госсекретарь США выразила надежду что «Росавиа» подпишет контракт с Boeing в скором будущем.
Примечательно, что генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов во время авиасалона МАКС-2009 в августе заявил, что «Росавиа» предложила трем крупнейшим производителям пассажирских лайнеров предоставить свои заявки на поставки самолетов для авиапарка компании.
В тендере было предложено участвовать Boeing, Airbus и Объединенной авиастроительной корпорации, также входящей в структуру «Ростехнологий». Срок приема заявок был ограничен 17 октября. Еще около 2 месяцев должно было уйти на сравнение условий и принятие решения.
Сергей Чемезов назвал основные критерии будущего контракта: поставка 65 узкофюзеляжных лайнеров по цене $35-40 миллионов. Все самолеты должны поступить в распоряжение авиаперевозчика до 2016 года, при этом сам контракт будет подписан уже в 2009 году. Схема финансирования сделки и определение банка-посредника – на усмотрение победителя торгов. Глава «Ростехнологий» подчеркнул, что в случае необходимости госгарантий можно рассчитывать на поддержку правительства РФ.
По словам Чемезова, всего «Росавиа» к 2017 году понадобится 120 самолетов, поэтому до конца 2009 года состоятся торги на поставку широкофюзеляжных и региональных самолетов.
Тогда же в августе президент ОАК Алексей Федоров заявил, что его компания способна обеспечить половину потребностей «Росавиа» за счет модернизированных Ту-204СМ−100 и Ту-204СМ−300.
Однако, исходя из заявления Игоря Завъялова, можно предположить, что за два дня до срока окончания приема заявок, «Ростехнологии» не только приняли решение, но уже и заключили контракт. Ни Airbus, ни отечественные авиастроители не получат заказов на самолеты для «Росавиа».
Как сообщает французское издание Le Figaro в материале под заголовком «Boeing «обогнал» Airbus в битве за русский контракт», в EADS шокированы сообщением о контракте с Boeing до официального закрытия торгов. И модель поведения руководства «Росавиа», которая находится еще в стадии создания, вызвала у европейских партнеров много вопросов.
Стоит отметить, что крупнейший российский авиаперевозчик – «Аэрофлот» формирует свой авиапарк за счет лайнеров Airbus. Эти же самолеты представлены в парке ГТК «Россия», которая входит в «Росавиа».
Как было объявлено на последнем собрании совета директоров авиакомпании «Росавиа» 12 октября, формирование государственной авиакомпании завершится в 2012 году. На заседании была принята концепция формирования уставного капитала авиакомпании. Будущие акционеры компании, ГК «Ростехнологии» и правительство Москвы, получат контроль над акциями холдинга в соотношении 51% (ГК «Ростехнологии») и 49% акций (правительство Москвы).
Основой для формирования «Росавиа» станут маршрутные сети и авиапарк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AirUnion, ГТК «Россия», «Кавминводы авиа», «Оренбург Авиа», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток авиа». На данный момент совокупный авиапарк самолетов, этих перевозчиков состоит из более 200 самолетов.