http://www.military.com/features/0,15240,144778,00.html
American Forces Press Service | Kim Sears
Auto-GCAS готова к установке на истребители
Автоматическая система избежания столкновений с землей (Automatic Ground Collision Avoidance System, Auto-GCAS) - программно-аппаратная технология, продемонстрировавшая 98-процентную эффективность избежания столкновений самолетов с землей. Система разработана в рамках программы "уменьшения риска истребителей" (Fighter Risk Reduction Program) и готова для установки на истребители Ф-16, Ф-22, Ф-35.
В своей работе система оперирует различными данными, включая вес самолета и его характеристики, и использует данные навигационной системы о положении самолета вкупе с трехмерной картой ландшафта для непрерывных расчетов положения самолета относительно земли, а также времени и маневра, необходимых для избежания столкновения.
Отличие системы от уже имеющихся на самолетах в том, что она не выдает предупреждения, а самостоятельно срабатывает и берет на себя управление самолетом за 1.5 секунды до "точки невозвращения", если летчик не предпринимает никаких действий.
"Множество наших предупреждающих систем не позволяют избежать столкновений с землей исправного самолета." - говорит полковник Уилкинз, аналитик ВВС. - "Это происходит из-за потери пространственной ориентации летчика, фиксации на цели, отсутствия ситуационной осведомленности или потери сознания вследствие перегрузок, из-за чего летчик теряет способность воспринимать предупреждающий сигнал и/или предпринимать необходимые действия для избежания столкновения. Имеющиеся системы полагаются на способность летчика самостоятельно реагировать на предупреждения. И Auto-GCAS специально разработана для работы в ситуациях, когда летчик неспособен действовать".
Потребность в Auto-GCAS была обнаружена специалистами Исследовательской лаборатории ВВС, НАСА и Локхид-Мартина в начале 80-ых во время исследований других авиационных автоматизированных систем. Изначально она устанавливалась на испытательные самолеты, и со временем специалисты пришли к выводу, что данная технология может быть очень полезна на строевых машинах.
После 2000 испытательных случаев вывода над плоским ландшафтом и 700 случаев - над ландшафтом с 3Д-моделью, технология в 2000 году стала считаться достаточно зрелой. "Основной целью наших испытаний было сделать так, чтобы мы имели неназойливую систему, которая не вклинится в управление, когда агрессивно пилотирующий летчик не хочет этого".
Специалисты Министерства обороны США полагают, что в течение следующих 25 лет вследствие столкновений с землей могут погибнуть более 130 самолетов и их экипажей, и система Auto-GCAS способна почти полностью исключить "управляемый полет в землю" в качестве причины таких аварий.