1. "А зачем здесь упоминается поперечная устойчивость?" А затем "...продольная устойчивость несколько отличается от поперечной. Если первая зависит от центровки самолета и создает за счет этого большие моменты, то вторая..." или не Вы писали?
2. "Картинку с основным крылом покажите, и несимметричное обтекание в продольной устойчивости..." Картинка
Выдержка что было понятно "где искать" на картинке -"Подъемная сила Y имеет относительно оси Z некоторое плечо а, и ее момент Y-a в данном случае стремится повернуть самолет в сторону пикирования, т. е. уменьшить угол атаки. Считаем, что сила тяги Р и сила лобового сопротивления Х проходит через ЦТ, т. е. их момент относительно него равен нулю. Следовательно, для того чтобы самолет Як-52 продолжал горизонтальный полет, необходимо скомпенсировать появившийся пикирующий момент. Для этого необходимо горизонтальное оперение (триммер) установить так, чтобы горизонтальное оперение создало некоторую подъемную силу YГ.О., направленную вниз Момент этой силы в данном случае будет кабрирующим и равным по величине моменту подъемной силы крыла."
Ну что б не возникало очередных заумных вопросов вот до кучи Вам ещё картиночки поясняющие более подробно сам процесс возникновения пикирующего момента крыла (основного крыла )