Есть в сети видео, где хилые американские летчики-истребители в учебных ВБ на разворотах (которые как известно при нынешней тяговооруженности неизбежно сопровождаются серьезными перегрузками) неистово вращают туловищем-бошками, осматривая ЗПС.По поводу перегрузок. Единственный момент, который можно добавить - ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ОБЗОРА в зависимости от перегрузки. На 3 -крутить башкой можно, а вот на 4.5-5 - уже как то не очень получалось (зависит от тренированности конечно, я свои очучения привожу).
Так что это действительно зависит от тренировки.
Если отталкиваться от базового уровня моделирования влияния перегрузки в Иле и пытаться улучшить его, делая маленькие шажки вглубь, то для начала можно добавить учет непосредственного влияния текущего (интегрирование) положения тела на переносимость перегрузки. Грубо говоря, если идешь на перегрузку в положении обзора "смотреть через прицел" (туловище-голова смещены вперед к прицелу), то переносимость перегрузки падает. Так же, как известно, важен угол наклона спинки сиденья. Всё это непосредственно влияет на кровяное давление на уровне глаз нашего виртуального аватара со "стандартной" физиологией.
Так же влияет и обученность летчика противостоять перегрузке, но тут необходимо допущение, что все делают это одинаково, поскольку физиологическая модель летчика в игре у нас одна, и какие-либо вариации по физиологии и тренированности возможны только среди ботов.
Еще одним шажком будет учет наличия ППК, и это ОМ вроде обещал.
Считаю, необходимо пересмотреть то, как работает "черный экран" в игре. Рассуждения основаны на той же статье на paralay.com (за результатами отечественной авиакосмической медицины нужно идти в библиотеку).
Во-1, почти полная потеря зрения, насколько я понимаю, не означает, что летчик не способен осознанно двигать руками-ногами, т.е. потери управления в этом случае еще нет. Крови не хватает глазам, но человек еще в сознании, и рукам-ногам крови достаточно.
Во-2, механизм потери сознания, вызванной перегрузкой, отличается от того, что есть в игре. В мозгу есть "расходный бачок" кислорода на 5-6 с, так что мгновенно потерять сознание невозможно. В то же время, за эти секунды можно выскочить на такую перегрузку, что соскочить с нее обратно не успеешь, и сознание потеряешь точно, даже сознательно противодействуя перегрузке мышцами. При этом потеря сознания может быть как с предварительными зрительными эффектами, так и моментальная - зависит от скорости нарастания перегрузки. Наконец, отрубившись, летчик естественно расслабляет мышцы, они непроизвольно спазматически сокращаются. В отрубе человек держится не менее 15 сек (зависит от текущей перегрузки), потом еще 10 приходит в себя. Наконец, величина предельной переносимой перегрузки, после которой наступает потеря сознания, не линейная, а изменяется во времени. Порог переносимости повышается в течение первых ~12 секунд после увеличения перегрузки, и только потом фиксируется на одном значении.
Что касается усталости, я хоть и пытался, но не нашел прямых свидетельств такой траты физических сил летчика-истребителя времен ВОВ в одном бою, чтобы это сказывалось на управлении самолетом. После нескольких вылетов - да, пожалуйста, накопленная усталость является причиной прекращения полетов - но не в одном. Во всяком случае, если речь о подготовленном летчике-истребителе. Как верно отмечалось, усталость к концу боевого дня носит комплексный характер, который частично реализуется реальной усталостью вирпила.
Упоминания об усталости в одной схватке я читал применительно к перегрузкам, которые создаются в современных истребителях, когда самолет может чертовски долго сидеть на высокой перегрузке, а летчик - нет, потому что противодействуя большой перегрузке специальным упражнением, ему приходится расходовать физические силы с огромной скоростью.