Далее еще есть много чего интересного, приведу только выдержку из влияния особенностей боковой устойчивости на характер сваливания современных самолетов, не поленюсь написать в ответ на дополнение Ан. Петровича про мой бред о том что «в штопор можно сорваться на докритике (по перегрузке)»:
Цитата Сообщение от ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА МАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ
У современных самолетов, как правило, широкий фюзеляж без сужения хвостовой части, высокорасположенное крыло малой относительной толщины, большой угол стреловидности вертикального оперения. Все это приводит к аэродинамическому затенению вертикального оперения на больших углах атаки, а следовательно, к уменьшению путевой устойчивости на этих углах. В то же время при наличии угла скольжения у самолета со стреловидным крылом изменяется фактический угол стреловидности для каждого из полукрыльев. Это приводит к тому, что у выдвинутого вперед полукрыла увеличивается коэффициент подъемной силы, а у отстающего уменьшается. Следовательно, возрастает момент крена в сторону, обратную углу скольжения, т. Е. стреловидность крыла повышает поперечную устойчивость самолета. Причем поперечная устойчивость будет тем больше, чем при большем значении Су выполняется полет.
Если полная потеря путевой устойчивости возникает на меньших углах атаки, чем срыв потока на крыле, то самолет, получив на этих углах атаки некоторое возмущение по углу скольжения, будет реагировать энергичным накренением в сторону, обратную скольжению. Таким образом, без всякого предупреждения самолет в этом случае может войти в крутую спираль. Поскольку это происходит на больших углах атаки, непосредственно после сваливания начнут развиваться срыв потока, авторотация крыла, а следовательно, и штопор самолета. На таких самолетах следует особенно внимательно следить за тем, чтобы не превышать допустимые значения угла атаки. (добавлено СМЕРШ - перегрузке)
Итого подытожим?
во- первых умирает миф об авторотации в авторстве Ан. Петровича.
во-вторых прослеживается очень четкая линия срыв – сваливание – авторотация – штопор в которой штопор не может быть причиной авторотации, авторотация причиной сваливания, сваливание причиной срыва. Никакими полутонами эту железную логику не перебьешь. А если еще учесть что в авторстве книги не указаны поименно, а всего лишь фразой «и другие товарищи», весь АВТОРСКИЙ коллектив, то взяв у каждого из них например по - фуражке, можно завалить не только Ан. Петровича, но и того кто ему эту дурь в голову вбил.
Может это не мне надо учебники полистать, а Вам? Или может даже не Вам, а скорее всего тем, кто Вам преподавал… 77 год издания все таки, должны были бы знать и НАУЧИТЬ ИНЖЕНЕРА!
(звук выстрела на поражение, в упор, через мгновение звук падающего тела)