Правильно понял, поселения игроков строятся в инстансных зонах. Города строятся в тех же инстах, где находятся ноды добычи ресурсов. Эти города можно преобразовать в ПвП-крепости, вот они уж будут не в инстах и за них можно будет сражаться. Места под крепости ограничены, так что будет принцип "первый встал - красивее всех оделся".

При потери крепости, с городом, который в инсте, ничего не произойдет. Свернется его копия в ПвП-зоне, и на ее месте победители смогут обосноваться сами, а изначальный город, из которого крепость получилась, всегда неприкосновенен. Одно исключение - рядом с городом в инсте может появиться НПС-город, и при определенном этапе развития НПС будут нападать на город игроков. Но это так, смех один.

Соответственно, гильдия, не желающая ПвП, может спокойно построить город и плевать на всех с самой высокой его башни, без риска что-либо потерять.

Подробнее про города - http://forums.goha.ru/showthread.php?t=189049

Насчет коллизий, их и в Вахе обещали. Не совсем понимаю, что тут такого страшного и сложного?