После нескольких дней полетов могу сказать вот что. Летать не тяжелее и не легче. В принципе, есть очень много общего в поведении самолетов. я не говорю о мессере конкретно, ибо я и в иле не особо много на нем летатал (так, совсем чуть-чуть), но поведение спитфаера или П-40б очень похожее. Посадка отличается и заметно. Я уже где то писал, что в МСФС, по всей вероятности, учтен экранный эффект и самолет просто опускается на полосу, нежели плюхается (как в иле) на посадочной скорости. Звуки тоже слегка шокировали, они очень похожи на известный звуковой ... (за это тут банят ;-) ), так что это тоже укол в сторону "УНВП и БСЖ". По крайней мере в описании модели от Капитана Сима, указано конкретно, что звуки Вк-105 в модели реальные. Но больше всего понравились эффекты отдачи на джое. Вот уж точно аэроквака здесь не пройдет. Что по настоящему вставило, так это общение с диспетчером, организация полета и все что с этим связано. Наличие всего этого, на мой взгляд, не испортило бы геймплей, о чем в свое время здесь на форуме писал ОМ. То что кликабельность в кабине присутствует, тоже не вызвало затруднений. Все кликабельные команды прекрасно дублируются с клавиатуры, кнопок или осей джоя(-ев). В общем впечатление сложилось такое: МСФС нельзя рассматривать Илу в противовес, наоборот, его надо рассматривать как очень полезное подспорье в изучении навигации, а для начинающих вообще -- в пилотировании.