Цитата Сообщение от Chizh Посмотреть сообщение
На самом деле боевой ценности боковые силы не имеют, а как средство увеличения безопасности - сомнительно.
С одной стороны, возможны очень грубые ошибки на предельно малых скоростях. С другой, сам механизм поворота может заклинить, даже простой реверс заклинивает.

Боковые силы могут помочь противодействовать порыву бокового ветра на посадке. Это расчётный случай, который определяет размер многих управляющих поверхностей, даже схему самолёта.

Например, чтобы уменьшить вертикальное оперение, иногда створки передней ноги шасси уменьшают или даже убирают при выпущенном шасси. На F-35 отказались от единой створки, сделали двойные, сэкономили на оперении.

Не верно. Первый серийный вообще-то F-22 и только потом Су-30МКИ.
Первый серийный Су-30МКИ с АЛ-31ПФ -- 1998, через 10 лет после F-15 S/MTD с двумерным управлением -- 1988, F-22A -- 2001. YF-22 -- опытный самолёт, в войска не пошёл, а первый же Су-30МКИ -- продан Индии.

F-15 ACTIVE с трёхмерным управлением -- 1996, на 10 лет опережает МиГ-29 ОВТ.

Основания писать «первый» видны, вроде, но с большим числом оговорок. Подобно тому, как Ильин писал об Як-141: «первый в мире сверхзвуковой _многоцелевой_ истребитель с вертикальным взлётом». Надо добавить «мог бы быть» и «имеющий высокую сверхзвуковую скорость» и будет точно. Или что-то вроде: «первый в мире второй такой истребитель, который развил _высокую_ сверхзвуковую скорость» -- чем не определение? Гордиться-то всерьёз есть чем, кое-что на Як-141 применено впервые и только на нём.

У меня к Вам вопрос: откуда Вы узнали, что сопла F-22A поворачиваются раздельно? У меня определённых данных нет, но писали, что только вместе. Ясно, что сопла имеют раздельное управление раскрытием, чтобы можно было перезапускать один двигатель, но раздельный поворот не нужен. Даже горизонтальное оперение раздельно поворачивают только на очень больших скоростях, когда сопла не поворачивают.