Ну смешные. Я говорю: вот сидят в западной Европе, США тысячи инженеров, рабочих. Проектируют платы, схемы, собирают сложные высокотехнологичные системы и блоки - авионику, системы управления, газогенератор двигателя и тому подобное, получают опыт работы и разработки, нарабатывают конструкторскую школу чтобы дальше идти к еще более сложным и совершенным изделиям. Потом все это в виде готовых изделий запаковывают, и отправляют в Россию, получая оттуда оплату в долларах. Роль наших рабочих сводится к тому, что они все это в виде "черных ящиков" принимают, тестируют по приложенной инструкции и устанавливают на самолет. Так создается 60% стоимости SSJ-100.
А в это время в России уже летает готовый, такого же уровня по всем ТТХ самолет аналог, на 97% спроектированный и разработанный на территории РФ. Это потенциально на 60% больше рабочих мест в России, причем не мест операторов-наладчиков ипортных фрезеровальных станков, а мест в том числе и инженеров, конструктторов сложных электронных устройств, авионики и двигателей. Но в серию он не пойдет, так как дяди наверху решили что нам больше нужен на 60% импортный SSJ-100.
Чему радоваться? Последним годам жизни российских гражданских КБ, пока еще способных создавать такую же сложную технику, которые в это время умирают без заказов? Утере конструкторской школы из-за работы не по профилю студентов приборостроительных специальностей за ненадобностью? Правильно, ведь зачем нам учиться что-то проектировать, когда все уже готовые узлы и блоки можно заказать в Америке?
Конечно, КАЙФ. Особенно при том, что сама Россия получит лишь жалкие крохи денег от продаж этих самолетов - больше половины денег уйдет сразу же на запад в оплату за комплектующие, из оставшейся прибыли 25% нужно отдать итальянцам. Рабочих мест, которые могли бы быть в России тоже половина уплыла на запад, причем наиболее высококвалифицированных. Невелика разница между тем, чтобы сразу начать закупать какие-нибудь Embarer или Bombardier.
Можно сказать о том, что места на рынке хватит всем, и если Ту-334 угробили, то еще остается пусть не на 97% но на 70% российский Ан-148. Только вот размах проекта SSJ-100 с планом на выход 70 самолетов в год говорит о стремлении занять весь рынок, в том числе и внутрироссийский.