Я уверен, что персонально Вы можете осознанно отделить трепло и взяточника от делового, грамотного товарища. Но 80% Ваших соседей не смогут, 20 лет т.н. "демократии" в России это убедительно доказали. Потому что, как верно указали выше, им занесут по кило крупы (утрированно, но по сути верно).
Эту инертную и некомпетентную массу нужно исключать из избирательного процесса.
Тут надо понимать, что, скажем, диплом о среднем образовании дает большие преимущества перед тем, у кого его нет, а диплом о высшем - еще большие преимущества, не говоря уже о дипломе MBA (у меня такой есть, хе-хе).
Т.е. документ, подтверждающий твой интеллектуальный уровень однозначно дает преимущества, хочешь ты этого или нет. Делит ли диплом общество на касты? Является ли диплом инструментом коррупции? Кажется, что нет.
Далее - кому по силам сдать экзамен на диплом об окончании средней школы? На диплом института? На диплом MBA? Видимо тому, кто стремился его получить, т.е. освоил ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ программу. Теоретически - любому гражданину.
Идем дальше.
Какие знания необходимы человеку, чтобы называться ГРАМОТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЕМ? На самом деле, это не такая уж большая программа - нужны базовые знания математики, русского языка, основы экономики, ОБЯЗАТЕЛЬНО истории России, на уровне федеральных выборов - мировой истории, философии и т.п., список не столь велик и погружение в перечисленные дисциплины на 3 и 2 уровне избирателей не должно быть очень глубоким. Хватит самых общих знаний.
Например, как оценить кандидата в руководители местной администрации?
1. Прочитать его программу (требуется знание русского языка).
2. Пункты, касающиеся затрат (к примеру: "Я построю в нашей дерене международный аэропорт"), избиратель должен просчитать на калькуляторе, исходя их ранее опубликованных бюджетов района, т.е. понять, а откуда деньги? Оценить пункты касающиеся доходов (к примеру: "Я обложу налогом всех, у кого дом выше трех этажей"), понять, сходятся ли у кандидата концы с концами? Тут, понятно, нужно знание даже не математики, а просто арифметики.
3. Оценить, насколько кандидат понимает особенности экономики района (к примеру: "Я прокредитую наш мебельный комбинат, они купят оборудование, заключат договор с IKEA, это позволит создать 500 рабочих мест). Избиратель должен понимать основы экономики.
4. Оценить программу кандидата с точки зрения истории района и региона (к примеру, пункт: "Я выселю всех армян из района!", у меня бы вызвал возражение такого плана, что они тут живут уже около 100 лет, полностью обрусели и давно приносят экономике района большую пользу). Т.е. требуется знать историю.
В общих чертах этого набора знаний вполне хватит для избирателя 3-го уровня (избирающему местную власть).
Соответственно пройти этот экзамен смогут большинство вменяемых людей.
Если избиратель хочет поднять свой избирательный уровень, он должен пройти несколько более сложный экзамен, НО он (экзамен) не должен выходить за пределы знаний, которые он может получить от государства СВОБОДНО И БЕСПЛАТНО. Через систему курсов, вечерних школ и т.п.