Цитата Сообщение от Al_Dimich Посмотреть сообщение
Отлично. Кстати, настоятельно не рекомендую сильно давить на горизонтальную маневренность. О ней имеет смысл говорить, обсуждая тактику "ишаков" и "Харрикейнов". Что касается Яков и Ла - они никаких особых преимуществ в этом плане перед немецкими истребителями не имели, за исключением Bf-109G с подвесными пушками и Эмилей - опять же с пушками в крыльях. Трёхточечный Bf-109 и любой FW-190 в горизонте вполне сопоставимы с нашими Яками и Ла.
Вот тут не сглашусь
1) Я не упирал особо на горизонтальную маневренность, но упомянуть о ней необходимо. Превосходство в горизонтальной маневренности - это большая фора, которая дает намного более широкие тактические возможности, особенно при выполнении таких задач как прикрытие Илов у земли, например.
2) Яки, начиная с конца 42 года, в горизонтальной маневренности безоговорочно превосходили мессеры, и превосходили заметно, что активно и использовали. Причем имели и меньшее время виража (18-9 секунд против в лучшем случае 20-21 секунды у Г2), и меньший радиус, и выполнялся вираж на них намного проще, мессер в вираже был чем-то вроде коровы на льду, держался в вираже с трудом, все время пытался вывалиться из виража вниз. Это само по себе очень важное преимущество. Ну например - оказавших в невыгодной ситуации, проигрывая высоту, яки все-таки могли вести бой от обороны, выполняя поставленные задачи. Мессеру в такой ситуации оставалось только драпать в глубоком пикировании, начхав на выполнение задачи.
3) ФВ-190 на горизонталях проигрывал и лавочкину, и яку. Однако на вертикалях он вообще ни в какое сравнение с ними идти не мог. Поэтому с фоками и яки, и лавочкины старались вести бой именно на вертикальном маневре, имея большое приимущество. Однако это не значит, что на горизонталях не имели преимущества. Имели, но небльшое - ФВ-190 с его отличным роллом, залпом и управляемостью на больших скоростях мог и наказать за ошибки.
Кстати, согласно советским наставлениям по ведению воздушного боя, вышедшим в 1943 году, бой на виражах не рекомендуется. Зато приветствуется бой на вертикалях.
Конечно. Бой на вертикали безусловно более выгодный способ ведения боя. Но и горизонтальная маневренность остается важной характеристикой истребителя, расширяя тактические возможности.
И ещё один важный момент. При соблюдении определённых условий для успешного ведения воздушного боя на вертикалях истребитель вовсе не обязательно должен обладать выдающейся скороподъёмностью. Например, Покрышкин вполне успешно воевал на верикалях на МиГ-3 и Аэрокобре (необлегчённой).
Про это я уже старался написать, причем акцентировал на этом внимание, еще когда сравнивал ишачка с мессером в Испании. Скороподъемность на оптимальной скорости вообще не имеет прямого отношения к вертикальной маневренности. Вон, у И-16 скороподъемность примерно такая же как у Ф4 - но при этом Ф4 за боевой разворот набирает на 300-400 метров больше высоты. Вот вам и разница между скороподъемностью и вертикальной маневренностью.