1943 год.
ЯК-7 з-да 153.
Испытан самолет ЯК-7 N 4594 июньского выпуска. Получены данные:
Максимальная скорость у земли 524 км/час
Максимальная скорость на II гр.
высотности 587 км/час
Основные дефекты с-та июньского выпуска:
1) Плохая подгонка щитков шасси и крыльевых зализов;
2) Недостаточная герметизация туннелей;
3) Ухудшение покрытия.
ЯК-9 з-да 153.
Испытан с-т ЯК-9 N 0254 июньского выпуска. Получены данные.
Максимальная скорость у земли 527 км/час
Максимальная скорость на II гр.
высотности 588 км/час
Основные дефекты с-та июньского выпуска:
а) Плохая подгонка щитков шасси.
б) Недостаточная герметизация туннелей радиаторов.
в) Большая щель у фонаря.
Самолет ЯК-9 з-да N 166.
Испытан самолет ЯК-9 N 4023 майского выпуска. Получены данные:
Максимальная скорость у земли 523 км/час
Максимальная скорость на II гр.
Высотности 588 км/час
Основные дефекты:
Плохая герметизация туннелей. Недостаточно тщательная подгонка капотов мотора. Наличие вмятин на капотах и гондолах водо и маслорадиаторов. Неточное выдерживание профиля крыла, плохая подгонка зализов крыла и щитков на куполе шасси.
ЛАГГ-3 з-да N 31.
Испытан самолет ЛАГГ-3 N 6381 июньского выпуска. Получены данные:
Максимальная скорость у земли 540 км/час
Максимальная скорость на II гр.
Высотности 593 км/час
Ла-5 з-да N 21.
Испытан самолет ЛА-5 N 37212615 майского выпуска. Получены данные:
Максимальная скорость у земли 548 км/час
Максимальная скорость на II гр.
Высотности 590 км/час
Некоторое снижение максимальной скорости у земли с-та майского выпуска, по сравнению со скоростью с-тов предыдущих серий, объясняется уменьшенной на 45 л.с. мощностью установленного на самолете мотора М-82 при работе его на оборотах Н=2400 об/мин. и давлении наддува Ра=1140 мм рт. ст.
Самолет Ла-5 М-82 ФП N 39210375 июньского выпуска завода N 21.
Получены данные:
Максимальная скорость у земли
при Ра=1200 мм рт. ст. и
п=2500 об/мин. 597 км/час
Максимальная скорость на 2-й
гр. высотности (Н=6100 м) при
Ра=1000 мм рт. ст. и п=2400 об/мин. 641 км/час
В процессе испытания с-тов Ла-5 М-82 ФН июньского выпуска обнаружены следующие дефекты:
а) Недопустимо высокие температуры в кабине пилота, доходящие до 65 градусов Ц.
б) Неудачная компоновка выхлопных патрубков на моторе, создающая опасность пожара.
ЛИИ производит на одном экземпляре этого самолета устранение этих и ряда других дефектов; после дополнительных летных испытаний будут даны рекомендации заводам N 21 и N 381.
Проведены испытания самолета ЯК-7 N 821023 с М-105ПФ и винтом ВИШ-61П апрельского выпуска завода N 82.
Получены данные:
ЯК-7 з-да N 82.
Максимальная скорость у земли 503 км/час
Максимальная скорость на 2-й гр.
высотности (3800 м) 560 км/час
Система охлаждения масла и воды не обеспечивают нормальное охлаждение мотора.
Потеря в скорости самолета Як-7 N 821023 по сравнению с самолетом N 4101 производства з-да N 153 (на 30 км/час) объясняется неудовлетворительной внешней отделкой самолетов и невыполнением рекомендации ЦАГИ и ЛИИ по улучшению туннелей водо и маслорадиаторов. Работа электро и аэронавигационного оборудования - удовлетворительная.
Дальность двухсторонней радиосвязи с-та с наземной радиостанцией не соответствует величинам, указанным в приказе НКАП за N 625 с. Причина этого - неудовлетворительная металлизация с-та и экранировки зажигания мотора, неправильный монтаж антенны.
Рекомендовано заводу N 82 устранить все недостатки и дефекты по матчасти и спецоборудованию, указанные в отчете об испытании.
Проведены испытания самолета Ла-5 N 39213047Ф производства завода N 21 июльского выпуска получено:
1) Максимальная скорость у земли 560 км/час
2) Максимальная скорость на П гр.
высотности при Ра=950 мм рт. ст. 600 км/час
Время набора высоты 5000 м 5,5 мин.
Дефекты самолета:
1) Отсутствуют герметизирующие шайбы на стволах пушки.
2) Передняя стяжная лента капота не подогнута в верхней части капота, образует уступ 10 мм.
3) Не запираются замки "ДЗУС" внутреннего капота мотора под выхлопным коллектором.
Проведены летные испытания 2-х самолетов Як-1 производства завода N 292 майского выпуска. Получены следующие данные:
Як-1 Як-1
N 31139 N 46139
Максимальная скорость
у земли 536 км/час 539 км/час
Максимальная скорость
на П гр. высотности 608 км/час 610 км/час
Время набора высоты
5000 м 5,6 мин 5,7 мин
Основные дефекты самолета:
1) Большое количество столярно-клеевых дефектов.
2) Неудовлетворительная дальность радиосвязи.
Проведены испытания 2-х самолетов Як-7 завода N 153.
Получены данные:
Як-7 Як-7
N 46112 N 4762
Максимальная скорость
у земли 530 км/час 534 км/час
Максимальная скорость
на П гр. высотности
4000 м 593 км/час 592 км/час
Время набора высоты
5000 м 6,4 мин 6,1 мин
Дефекты самолетов:
1) Плохая подгонка щитков
2) Неудовлетворительная отделка крыла
3) Растрескивание шпатлевки
4) Недостаточная герметизация туннелей радиаторов.
Проведены испытания серийного самолета ЛАГГ-3 N 6311 майского выпуска завода N 31.
Получены данные:
Максимальная скор. у земли 534 км/час
Макс. скор. на 1 гр.
высотности Н=1600 м 562 км/час
Макс. скор. на П гр.
высотности Н=3600 м 590 км/час
Время набора высоты
5000 м 5,5 мин.
Полетный вес 2960 кг
Уменьшение скорости испытанного самолета, по сравнению с самолетами февральского и мартовского выпусков, объясняется отсутствием дополнительных щитков шасси, наличие которых дает прирост скорости самолета 5-7 км/час.
Самолет имеет ряд мелких производственных дефектов.
Система охлаждения воды при непрерывном наборе высоты на номинальном режиме работы мотора, обеспечивает охлаждение мотора.
Система охлаждения масла не обеспечивает допустимую температуру масла на выходе из мотора. Температура масла при подъеме в РАТУ - 125 градусов Ц.
Завод N 31 не выполняет необходимых мероприятий по защите радиоприемных устройств от электрических помех, вследствие чего на самолете недопустимо велик уровень помех радиоприему (54v вместо нормированных 10v). Электрооборудование в основном соответствует тактико-техническим требованиям ВВС.
Предложено заводу N 31 устранить дефекты производственного выполнения, ВМГ, радио-электро и спецоборудования, указанные в отчете об испытании.
Проведены летные испытания Ла-5 М-82ФН N 0466 производства завода N 21 сентябрьского выпуска, получены данные:
максимальная скорость у земли мощности на режиме повышенной боевой 576 км/час
максимальная скорость на II
границе высотности Н=5950 м 633 км/час
Время набора высоты 5,2 м
Проведены контрольные испытания серийного самолета Як-9Т N 0624 производства завода N 153 выпуска сентября 1943 г. Получены данные:
Максимальная скорость у земли 524 км/час
Максимальная скорость на II
границе высотности (4100 м) 593 км/час
Время набора высоты 5000 м 6 мин.
Проведены контрольные испытания серийного самолета Як-1 N 12150 производства завода N 292 выпуска сентября. Получены данные:
Максимальная скорость у земли 528 км/час
Максимальная скорость на II
границе высотности Н=3400 м 598 км/час
Время набора высоты 5000 м 5,4
Температуры воды и масла на режиме набора высоты в РАТУ находятся в пределах нормы.
Основные дефекты:
1. Отсос посадочных щитков в полете при кране, установленном нейтрально.
2. На входе в канал всасывающего патрубка имеется уступ.
3. Сопряжение зализа крыла с каналом всасывающего патрубка имеет волнистость.
4. Отсутствует герметизация куполов шасси вследствие плохого качества замков "молния" (шов замка в закрытом положении расходится).
5. На входной части туннеля маслорадиатора вмятины и уступы по всей поверхности.
6. Уступ (5 мм) между коком винта и кольцом каркаса моторных капотов.
7. Плохая и небрежная подгонка лючков.
Об указанных дефектах доведено до сведения завода N 292.
Проведены контрольные испытания самолета Як-7 М-105ПФ N 5017 производства завода N 153 сентября месяца. Получены данные:
максимальная скорость у земли 526 км/час
Максимальная скорость на II
границе высотности (4100 м) 594 км/час
Время набора высоты 5000 м 5,9 мин.
Проводятся испытания самолета Як-7 N 821530 М-105ПФ производства завода N 82 сентябрьского выпуска. Получены данные:
максимальная скорость у земли
(при положении крана щитков
"убрано") 520 км/час
Основные дефекты:
1. В полете отсасывает посадочные щитки, вследствие чего при положении крана щитков "нейтрально" максимальная скорость у земли равна 498 км/час.
Величина отсоса щитков - 45-50 мм.
2. Недопустимо высокие температуры масла на наборе высоты (до 120 градусов), не допускающие возможности набора на оборотах 2700 об/мин.
Об указанных дефектах доведено до сведения завода N 82 и 1 ГУ.
Проведены летные испытания Лагг-3 М-105ПФ N 6542 производства завода N 31 августовского выпуска. Получены данные:
Полетный вес 2992 кг
Максимальная скорость на II границе высотности 581 км/час
Время набора высоты5000 м 5,4 м.
Основные дефекты:
1. Неудовлетворительная отделка и покрытие самолета.
2. Неправильная зарядка амортизационной стойки костыля, вызывающая недопустимую жесткость амортизации.
3. На ряде самолетов, в процессе эксплуатации, наблюдаются случаи разрушения элеронов в полете (на пикировании и фигурах) и отставания обшивки центроплана.
Проведены летные испытания Ла-5ФН N 39210531 и 39210540 производства завода 21 октябрьского выпуска:
Получены данные: 531 540
Макс. скорость у земли на режиме пов. боевой мощности 572 570
Макс. скорость на 2 гр. Высотности 625 636
Время набора 5000 м 5.3 5.3
Основные дефекты:
ухудшение герметизации капота и фюзеляжа, костыльное колесо в полете выпадает после уборки, плохая работа свечей ВГ-12.
ЛИИ совместно с ГК занимаются выяснением причин ухудшения ЛД с целью восстановления макс7 скоростей.
Проведены летные испытания Ла-5Ф N 39213973 производства завода 21 сентябрьского выпуска:
Получены данные:
Макс. скорость у земли на режиме пов. боевой мощности 552
Макс. скорость на 2 гр. Высотности 593
Время набора 5000 м 5.6
Контрольные испытания серийных Як-1. Проведены летные испытания с-та N 01155 производства завода N 292 октябрьского выпуска. Получены данные:
Макс. скорость у земли 522 км/час
Макс. скорость на 2 гр.
высотности (Н=4150 м) 592 км/час
Время набора высоты
5000 м 5,5 мин.
Основные дефекты:
1) Отсос посадочных щитков в полете.
2) Неудовлетворительная подготовка шасси.
Проведены летные испытания с-та Як-7 N 5180 производства з-да N 153 сентябрьского выпуска.
Получены данные:
Макс. скорость у земли 536 км/час
Макс. скорость на 2 гр.
высотности (Н=3900 м) 600 км/час
Время набора высоты
5000 м 5,4 мин.
Проведены летные испытания с-та Лагг-3 N 6631 производства з-да N 31 сентябрьского выпуска.
Получены данные:
Макс. скорость у земли 537 км/час
Макс. скорость на 2 гр.
высотности (Н=3350 м,
при п=2550 об/мин) 586 км/час
Время набора высоты
5000 м 5,7 мин.
Основные дефекты:
неудовлетворительное крепление всасывающих патрубков, плохая окраска крыльев и лопастей винтов.
Проведены летные испытания самолета ЯК-9Д N 0818 производства завода N 153 ноябрьского выпуска.
Получены данные:
Максимальная скорость у земли 537 км/час
Максимальная скорость на 2-й
границе высотности (Н=3800 м) 595 км/час
Время набора высоты 5000 м 6,1 мин.
Проведены летные испытания самолета ЯК-7Б N 52 производства завода N 153 выпуска октября.
Получены данные:
Максимальная скорость у земли 522 км/час
Максимальная скорость на 2-й
границе высотности (Н=4100 м) 593 км/час
Время набора высоты 5000 м 6,3 мин.