"валёжка" - это неуправляемое вращение по крену на высокой скорости и при большой перегрузке, причина - недостаточная жёсткость крыльев (= неконтролируемая деформация при перегрузках).
Испытания крыла МиГ-15 на прочность
(взято с http://militera.lib.ru/bio/arlazorov_ms2/07.html Арлазоров М. С. Артем Микоян)
Микоян далеко не всегда посещал лабораторию прочности. Но на этот раз он не мог не прийти.
Под бетонными сводами лаборатории гулко прозвучала команда главного прочниста:
— Начать нагружение!
Стрелки динамометров ожили. Техники, стоявшие у приборов, стали записывать результаты отсчетов. Усилия достигли 120 процентов, а крыло, вместо того чтобы разрушиться, продолжало держать нагрузку. На нем лишь лопнула обшивка-Микоян рассердился:
— Никуда не годится! Так перетяжелить конструкцию надо уметь!
Изменения, продиктованные результатами прочностных испытаний, облегчили конструкцию на 180 килограммов, но одновременно и уменьшили прочность. Как показало повторное разрушение облегченного крыла, оно выдержало лишь 70 процентов расчетной нагрузки.
— Не огорчайтесь, друзья, — спокойно сказал Микоян, уходя из лаборатории прочности. — Семьдесят процентов лучше ста двадцати!
Он был прав. Из сэкономленных 180 килограммов на усиление ослабевшего крыла ушло только 18.
(через некоторое время, в том же тексте)
Воздушные бои прояснили многое, чего при испытаниях не установишь. Выяснилось, что МиГ подвержен валежке
Проблемы МИГов были настолько серъёзными что одно время даже собирались копировать F-86 (и под это дело восстановили КБ Сухого).
- вероятно, числа Маха. На МИГ-15 до окончания его выпуска проводились работы по борьбе с "валёжкой" (приклёпывали стальные полоски, но помогало это мало). МИГ-15 можно было пилотировать на такой скорости, но нельзя было делать резких поворотов (особенно, вблизи земли). На МИГ-17 "валёжка" была тоже.2) У Шаврова критической скоростью, после которой начинается валежка, для МиГ-15 называется 0,88 М, у Пепеляева для Миг-15бис - 0,92 М. Вопрос - что означают эти цифры? Критические числа Маха, вычисляемые по формуле TAS/Vзвука на текущей высоте? Или имеются в виду критические приборные скорости в долях от скорости звука?
На F-86 вероятно, тоже (в меньшей степени).
Американцы в 1952 году экстренно перепроектировали крыло для F-86 (крыло "6-3") с целью улучшения управляемости на околозвуковых скоростях, и даже отправили в Корею несколько десятков комплектов новых крыльев для модернизации на месте. (ценой стало ухудшение характеристик на малых скоростях - убрали предкрылки). В окончательном варианте (на F-86F-40) предкрылки вернули.
(вес пустого самолёта в фунтах)
F-86 F-10 10840 (первоначальный)
F-86 F-30 10890 (крыло "6-3")
F-86 F-40 11125 (окончательное крыло, +130кг. по сравнению с исходным)
На МИГ-15бис в Корее такой системы не было.3) Стояла ли на МиГ-15 и его модификациях система автоматического выпуска тормозных щитков при достижении критических скоростей? В отечественных источниках упоминаний о такой системе я не нашел, но некоторые буржуи утверждают, что такая система была.