Цитата Сообщение от andersbravers Посмотреть сообщение
МАССА САМОЛЕТА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. Я думаю все эти тряски тем более проявляются, чем больше G-перегрузки и (или) меньше массы самолетов, чем ближе к "запредельному" состоянию самолета, что-то вроде плоского штопора, когда человека прижимает к креслу (турбулентностям, флаттерам). Т.е. на истребителе они должны чувствоваться больше, чем на бомбере, так как истребитель со своей меньшей массой и лучшей управляемостью способен создать бОльшие кратковременные перегрузки. Это все равно, что ехать по дороге на "копейке" или на "Волге". Также если маневры в разумных пределах, плавные, так не должно трясти даже на "маленьких" самолетах. Решающим является, как тут правильно заметили, "крутизна" маневра. Если в легком Як-18 во время ПЛАВНОЙ "мертвой петли" можно даже не пристегиваться, голова не трясется, то если резко рвануть ручку на себя, то тут не только голова затрясется (все равно, что "дать резко руля" на автомобиле). Для маленького самолетика резкость управления - жизни подобна, особенно для истребителя, а большой самолет спроектирован специально с меньшей реакцией на органы управления (иначе не завидую пассажирам и грузу, хе-хе).
Поправлю так-как есть моменты с которыми мягко говоря не согласен.
1. В яке нужно пристёгиватся обязательно. Причина - в максимальной по высоте точке окружности центробежка может оказаться слабея силы притяжения тела пилота. Как результат хоть и кратковременный но полный отрыв попы от кресла с потерей нормального положения тела утыканием мордой\башкой в фонарь (почему кстати его тоже запрещенно открывать во время пилотажа, вывалитесь) и потерей контроля отрывом ступней от педалей и самое худшее если ещё надавите тушкой на рус. Последствия печальны но предсказуемы срыв ЛА в перевёрнутый плоский штопор. Если высота мала и нет второго человека что б исправить ситуацию ещё хуже, фатальный исход.
2. Большие самолёты не проэктируют с замедленной реакцией специально так как в критической ситуации когда скажем проходя рядом с повышенной турбулёнтностью среды (ураган какой или просто мощьная гроза) ЛА за мнгновение может оказатся в не приемлемом для продолжения полёта пространственном положении. И вот если реакция управления замедленна либо тупо не хватило хода рулей, штурвала итд то с большой вероятностью Вы (и остальные на борту) уже покойник\и.
3. Г-эфект существует только в момент ускорения либо при изменении курса в момент наличия угловой скорости смещения. К тряске он не имеет никакого отношения потому как это явление в основном зависит от чистоты обводов и аэродинамического качества в целом к массе ЛА и габаритам. То есть у Б-17 или ещё у какого сарая обвешенного турелями антенами и прочим при некоторых условиях тряска будет значительней чем у Мустанга в тех же условиях.