Это почем не видим? Я вот очень даже вижу. Понятное дело, что выглядит все немного не так как в компьютерных играх, но локальное затемнение\помутнение на периферии явно наличествует. В СЯ прицелы именно зумились, что может и удобно сточки зрения геймплея, но очень плохо с точки зрения реализма.
Спорный вопрос. Дело в том, что первоначально эта функция должна была устранять разницу между разрешением видимым человеческим глазом и разрешением монитора. У фотографов принято считать, что человек различает детали размером примерно 1/1500 от диагонали изображения. Во времена выхода СЯ далеко не у всех были мониторы позволяющие получить такую детализацию - поэтому сделали приближение. Теоретически степень возможного приближения должна была зависеть от текущего разрешения, но во избежание глюков и недоразумений степень приближения была сделана константной.
Это именно зум и был. И именно потому чёрный фон по краям на некоторых прицелах уходил за экран - фон увеличивался вместе со всей картинкой.
Вообще этот чёрный фон определяется реальным углом зрения прицела. Так что всё, что тут видно в игровой прицел, видно и в реальный прицел, и не должно быть ни пикселя больше.