Начнем с краткого обзора динамики доходов за годы постсоветского развития (рис. 5). В годы рыночных преобразований
характерной чертой периода рецессии (1992-1998 годы) стали значительные потери реального содержания средних доходов, заработной платы и пенсии. К концу этого периода,
при падении ВВП до 60% от уровня 1991 года, реальная заработная плата и пенсия сократились более чем в 3 раза, а доходы снизились до 42%. Таким образом, следует зафиксировать важную особенность динамики доходов населения, на фоне которой формировались социальные изменения, обусловленные постсоветским развитием: резкое падение реальных доходов населения, заработной платы и пенсий, обусловленное экономическим кризисом.
Восстановление предреформенного уровня доходов было достигнуто лишь к концу 2005 года, а заработной платы, включая скрытую от наблюдения, — к концу 2006. Кризисный 2008 год стал годом падения реальных доходов и заработной платы, и только пенсия сохранила тенденцию роста. В результате в кризис мы входим, по сути, с доходами предреформенного уровня, на фоне которого и стартовали социальные и экономические модели постсоветского развития. Это означает, что доходы населения очередной раз приблизились к ситуации, когда можно ставить вопрос о формировании рынка социальных услуг, которому будут делегированы полномочия по уходу за пожилыми и детьми, что высвободит человеческие ресурсы для роста производительности труда.