место из V главы Матфея, стих 39-й: "Вам сказано: око за
око, зуб за зуб.
А я вам говорю: не противьтесь злу"... Я вдруг в первый раз
понял этот стих прямо и просто. Я понял, что Христос говорит то самое, что
говорит. И тотчас не то что появилось что-нибудь новое, а отпало все, что
затемняло истину, и истина восстала предо мной во всем ее значении. "Вы
слышали, что сказано древним: око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не
противьтесь злу". Слова эти вдруг показались мне совершенно новыми, как
будто я никогда не читал их прежде.
Прежде, читая это место, я всегда по какому-то странному затмению
пропускал слова: а я говорю: не противься злу. Точно как будто слов этих
совсем не было, или они не имели никакого определенного значения.
Впоследствии при беседах моих со многими и многими христианами,
знавшими Евангелие, мне часто случалось замечать относительно этих слов то
же затмение. Слов этих никто не помнил, и часто, при разговорах об этом
месте, христиане брали Евангелие, чтобы проверить -- есть ли там эти слова.
Также и я пропускал эти слова и начинал понимать только со следующих слов:
"И кто ударит тебя в правую щеку... подставь левую..." и т.д. И всегда слова
эти представлялись мне требованием страданий, лишений, не свойственных
человеческой природе. Слова эти умиляли меня. Мне чувствовалось, что было бы
прекрасно исполнить их. Но мне чувствовалось тоже и то, что я никогда не
буду в силах исполнить их только для того, чтобы исполнить, чтобы страдать.
Я говорил себе: ну хорошо, я подставлю щеку, -- меня другой раз прибьют; я
отдам, -- у меня отнимут все. У меня не будет жизни. А мне дана жизнь, зачем
же я лишусь ее? Этого не может требовать Христос. Прежде я говорил это себе,
предполагая, что Христос этими словами восхваляет страдания и лишения и,
восхваляя их, говорит преувеличенно и потому неточно и неясно; но теперь,
когда я понял слова о непротивлении злу, мне ясно стало, что Христос ничего
не преувеличивает и не требует никаких страданий для страданий, а только
очень определенно и ясно говорит то, что говорит. Он говорит: "Не
противьтесь злу; и, делая так, вперед знайте, что могут найтись люди,
которые, ударив вас по одной щеке и не встретив отпора, ударят и по другой;
отняв рубаху, отнимут и кафтан; воспользовавшись вашей работой, заставят еще
работать; будут брать без отдачи... И вот если это так будет, то вы все-таки
не противьтесь злу.
Тем, которые будут вас бить и обижать, все-таки делайте
добро". И когда я понял эти слова так, как они сказаны, так сейчас же все,
что было темно, стало ясно, и что казалось преувеличенно, стало вполне
точно. Я понял в первый раз, что центр тяжести всей мысли в словах: "не
противься злу", а что последующее есть только разъяснение первого положения.
Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан
для того, чтобы страдать, а велит не противиться злу и говорит, что при этом
придется, может быть, и страдать.
...
Везде много раз Христос говорит, что тот, кто не взял крест, кто не
отрекся от всего, тот не может быть его учеником, то есть кто не готов на
все последствия, вытекающие из исполнения правила о непротивлении злу.
Ученикам Христос говорит: будьте нищие, будьте готовы, не противясь злу,
принять гонения, страдания и смерть.
...
Когда я понял, что слова "не противься злу" значат: не противься злу,
все мое прежнее представление о смысле учения Христа вдруг изменилось, и я
ужаснулся пред тем не то что непониманием, а каким-то странным понимаем
учения, в котором я находился до сих пор. Я знал, мы все знаем, что смысл
христианского учения -- в любви к людям. Сказать: подставить щеку, любить
врагов -- это значит выразить сущность христианства. Я знал это с детства,
но отчего же я не понимал этих простых слов просто, а искал в них какой-то
иносказательный смысл? Не противься злому -- значит не противиться злому
никогда, то есть никогда не делай насилия, то есть такого поступка, который
всегда противуположен любви. И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду
и все-таки не делай насилия над другим. Он сказал так ясно и просто, как
нельзя сказать яснее.
...
Как же я говорил, что правило жизни, выраженное им
просто и ясно для всех, так трудно исполнять, что даже невозможно без
сверхъестественной помощи? Он не только не сказал этого, Он определенно
сказал: непременно исполняйте, а кто не исполнит, тот не войдет в Царство
Божие. И Он никогда не говорил, что исполнение трудно, Он, напротив, сказал:
иго мое благо, и бремя мое легко. Иоанн, его евангелист, сказал: заповеди
Его не тяжки. Как же это я говорил, что то, что Бог велел исполнять, то,
исполнение чего
Он так точно определил, и сказал, что исполнять это легко,
то, что Он сам исполнил как человек и что исполняли первые последователи
Его
...
С детства меня учили тому, что Христос -- Бог и учение его Божественно,
но вместе с тем меня учили уважать те учреждения, которые насилием
обеспечивают мою безопасность от злого, учили меня почитать эти учреждения
священными. Меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и
постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться ему.
Меня учили судить и казнить. Потом меня учили воевать, то есть убийством
противодействовать злым, и воинство, которого я был членом, называли
христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским
благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости меня учили уважать
то, что прямо противоречит закону Христа. Дать отпор обидчику, отмстить
насилием за оскорбление личное, семейное, народное; все это не только не
отрицали, но мне внушали, что все это прекрасно и не противно закону Христа.
Все меня окружающее: спокойствие, безопасность моя и семьи, моя
собственность, все построено было на законе, отвергнутом Христом, на законе:
зуб за зуб.
...
Церковные учители учили тому, что учение Христа Божественно, но
исполнение его невозможно по слабости людской, и только благодать Христа
может содействовать его исполнению. Светские учители и все устройство жизни
уже прямо признавали неисполнимость, мечтательность учения Христа, и речами
и делами учили тому, что противно этому учению.
Поставить машину, затопить паровик, пустить в ход, но не надеть
передаточного ремня -- это самое сделано с учением Христа, когда стали
учить, что можно быть христианином, не исполняя положение о непротивлении
злу.
...
(с) более чем известен, сами догадайтесь