Сваливание и штопор на Mustang P-51D
Сваливание и штопор
Самолеты, оснащенные двигателями Allison, при сваливании вели себя следующим образом.
При убранных шасси и закрылках на скоростях, близких к скорое in сваливания, ощущалась отчетливая вибрация хвостового оперения. Если скорость самолета продолжала падать, самолет входил в правую бочку и начинал терять высоту.
При выпущенных шасси и закрылках вибрации не наблюдалось. Однако самолет сваливался на крыло, в этот момет его можно было выправить. Достаточно было прибавить оборотов двигателя и повернуть руль направления в противоположную от наклона сторону. Однако действовать в этой ситуации следовало очень быстро. Рапорт официальных испытаний Mustang XP-51 гласил: <с помощью руля направления и элеронов можно контролировать поведение самолета при сваливании. Однако управление возможно лишь в короткий промежуток времени, после чего самолет входит в крутую самопроизвольную бочку>.На больших скоростях <Мустанги> с двигателем Allison вели себя или <без каких-либо предупреждений> (Mustang XP-51 или обнаруживали <резкую вибрацию хвостового оперения и консолей крыльев> (А-36).
Вообще, поведение самолета при сваливании оценивалось как <такое же или даже лучше, чем у любого другого истребителя> (Mustang XP-51) или <вполне поддающееся управлению> (А-36).Сваливание истребителей, оснащенных двигателем Merlin, проходило по той же схеме, что и самолетов с двигателем Allison. После того, как хвостовое оперение самолета получило дополнительный стабилизатор, поведение различных модификаций почти перестало различаться. Летчики характеризовали управляемость самолета при сваливании как <хорошую или очень хорошую>. На проведенной конференции семнадцать пилотов определили легкость выведения машины из сваливания как <хорошую>, семь - как <очень хорошую> и только один - как <плохую>.
Сваливание <Мустангов> с двигателем Merlin происходило немного иначе. Если пилоты 40-х годов говорили о <резких вибрациях и легком выведении самолета из сваливания>, то современные летчики определяют поведение машины как <совершенно внезапное сваливание>.Самолеты с двигателями Allison по-разному вели себя при правом и левом штопоре. В левом штопоре самолет первый виток совершал плоский штопор (наклон 80 градусов), на втором витке самолет клевал носом (50 градусов), а следующие витки стабилизировался под углом 30-40 градусов. При правом штопоре угол наклона самолета оставался равным 80 градусом на протяжении всего полета. Самолет легко выходил из штопора, опытный пилот выводил истребитель за 1-2.5 витка.
Истребитель Mustang P-51D запрещалось вводить в штопор при больших оборотах двигателя. При этом самолет задирал нос на 10-20 градусов и не слушался рулей до тех пор. пока обороты двигателя не убирались. Вводить Mustang P-51D в штопор не рекомендовалось, поскольку самолет вел себя нестабильно, самопроизвольно меняя угол от острого к плоскому и обратно. При выводе самолета из штопора, тот мог опускать нос почти вертикально.
Mustang P-51D не удавалось вывести из штопора быстрее, чем за пять-шесть витков. За это время самолет терял 2750-3050 метров высоты!