15 декабря 2005 г. ВВС США объявили, что истребитель F-22A «Рэптор» фирмы «Локхид Мартин» достиг состояния начальной боевой готовности, и нет никаких препятствий к принятию этого самолета на вооружение. Этому заявлению предшествовали не только длительные испытания истребителя, связанные с оценкой его летно-технических и боевых возможностей, и не только изменение его обозначения с F/A-22 на F-22A, сделавшее более соответствующим тактическое обозначение самолета достигнутому уровню его боевых возможностей. Этому заявлению предшествовала также очень напряженная работа специалистов оперативно-тактических служб ВВС США, направленная на разработку той концепции боевого применения F-22A, при которой наиболее полно реализуются возможности F-22A, ставшего первым истребителем 5-го поколения, принятым на вооружение. За этим заявлением последовала не менее напряженная работа по реализации этой концепции, в том числе – в части тактической подготовки летного состава первых эскадрилий истребителя F-22A.
МЕСТО F-22 В ОПЕРАТИВНО- ТАКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Появившийся в середине 1990-х годов специальный доклад командования ВВС США по перспективному развитию этого вида вооруженных сил «Air Force Vision 2020» впервые обозначил общие контуры реформирования организационной структуры боевой авиации ВВС США. Одним из основных моментов этого реформирования стала идея перехода к высокомобильным авиационным соединениям, получившим обозначение экспедиционных вооруженных армий (Air Expeditionary Force – AEF) и авиакрыльев быстрого реагирования (Aerospace Expeditionary Wing – AEW). Эта идея была связана со стратегической установкой на главенствующую роль военно-воздушных сил в обеспечении военно-политического доминирования США во всем мире. Перенос основной ответственности в обеспечении этого доминирования с авианесущих ударных групп ВМС США на боевые соединения типа AEF и AEW позволил бы, по мнению представителей командования ВВС США, существенно снизить расходы на проведение боевых рейдов американских вооруженных сил в различные точки мира, где возникает необходимость американского военного присутствия.
Представление о самой структуре боевых соединений AEF с момента появления рассматриваемой концепции развития ВВС США претерпело ряд изменений. Первоначальное представление американских военных связывало идею создания таких боевых систем с использованием бомбардировщиков-«невидимок» B-2 и истребителей F-16C. Первые из них, уже апробированные в качестве носителей высокоточных авиационных бомб JDAM различного калибра, должны были в рассматриваемой боевой системе играть роль исполнительных элементов, истребители же F-16 должны были выполнять роль обеспечивающих элементов боевой системы.
Суть этого «обеспечения» состояла в основном в предотвращении атаки бомбардировщиков B-2 истребителями противника, т.е. в прикрытии действия B-2 по наземным целям. Такими целями должны были являться в первую очередь сильно укрепленные объекты противника, для уничтожения которых требовалось применение бомб JDAM большого калибра. Такими целями могли быть и различные образцы наземной бронетехники и транспортных средств, на которые B-2 могли «высыпать» сразу несколько десятков бомб JDAM небольшого калибра.
Следует отметить, что уже в самом начале эта концепция реализации боевой системы AEF рассматривалась ее разработчиками как предварительная, поскольку уже тогда обозначилась идея использования в рамках боевых систем AEF истребителей 5-го поколения F-22A. Однако в середине 1990-х годов создание F-22A проходило через очередную полосу трудностей, и идея использования F-22A не могла быть «опорной точкой» в реализации концепции AEF, основанной в целом на интеграции реально существующих компонентов перспективной боевой системы.
Данная идея получила свое развитие позднее, в связи с успехами программы создания F-22A, что сделало вполне обоснованным рассмотрение этого истребителя в качестве элемента боевой системы AEF. К моменту принятия F-22A на вооружение он уже прочно занял свое место в структуре перспективных боевых формирований AEF. Причем он не просто сменил здесь истребитель F-16, он принял на себя гораздо большее число функций.
В рамках боевых формирований AEF истребитель F-22 должен взять на себя прикрытие бомбардировщиков B-2 не только от истребителей противника, но и от наземных ЗРК, а главное – должен стать управляющим элементом при ведении боевых действий, снабжая находящиеся в режиме радиомолчания бомбардировщики B-2 всей необходимой для их действия информацией. Именно такое функциональное построение перспективной боевой системы, получившее условное обозначение GSTF (Global Strike Task Force), стало рассматриваться как основной вариант реализации концепции AEF.
Однако и эта концепция реализации боевой системы не рассматривается сегодня ее разработчиками как окончательная. Очевидно, что определенное место в этой системе может занять ударный истребитель F-35, «потеснив» здесь бомбардировщик B-2. Однако, как когда-то сам F-22, истребитель F-35, разработка которого попала в 2005 году в полосу неудач, не используется сегодня в качестве «опорной точки» в реализации концепции AEF.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что истребитель F-22 станет неотъемлемой составляющей экспедиционных авиационных армий AEF в варианте их построения, именуемом GSTF. Включающие в себя также ударные самолеты B-2 и F-117 эти боевые системы будут играть роль «тарана», пробивающего брешь в обороне противника. Решающее значение при этом будет иметь малая информационная заметность входящих в систему боевых самолетов и применение мощного высокоточного ударного оружия. Как только угроза со стороны ПВО противника уменьшается до приемлемого уровня, в боевые действия вступают другие самолеты, с меньшей степенью малозаметности.
По своим тактическим возможностям истребитель F-22A является малозаметным, высокоскоростным самолетом, оснащенным высокоточным прицельным оборудованием. При полете со скоростью, соответствующей числу M=1,8, средства обнаружения противника практически не могут обнаружить самолет в пределах дальности их действия. При этом самолет может выполнять маневры с высокой динамикой.
По мнению специалистов ВВС США, F-22A в состоянии безнаказанно действовать в зоне ПВО противника. А это значит, что нет необходимости дважды атаковать одни и те же цели. И есть возможность в каждый момент сфокусироваться на приоритетных целях, будь то истребители Су-27, наземная батарея ЗРК C-300, склад оружия массового поражения или командный пункт противника. Летчик F-22A имеет возможность получить максимальную ситуационную осведомленность, используя, в частности, информационную сеть командования и управления, в которую поступают данные, сообщающие летчику о приоритетных целях.
Расширенные информационные возможности системы датчиков самолета определили появление ряда тактических новшеств. Пилоты F-22A могут действовать более автономно, чем это могли позволить себе пилоты существующих истребителей, вынужденных придерживаться концепции взаимной поддержки во время боевых действий. Для истребителей F-15С, например, принято, что четыре истребителя во время ближнего боя составляют тактическое формирование, в котором каждый летчик несет ответственность за свою часть воздушного пространства. Он прежде всего выполняет свою боевую задачу при взаимной информационной поддержке и только затем уже видит общую картину боя.
На истребителе F-22A комплект бортовых датчиков информации предоставляет летчику полную картину боя, и это позволяет вести бой при менее плотном тактическом формировании истребителей. При этом каждый самолет становится менее доступен для обнаружения, нежели при плотном тактическом формировании из двух истребителей, находящихся близко друг от друга. Стандарт тактического формирования для F-22A предусматривает расстояние от одного самолета до другого 16 км. Это оптимальное расстояние для малозаметных самолетов, совершающих полет со скоростью, соответствующей числу M=1,8. Летчик способен в случае необходимости быстро вступить в бой, находясь изначально достаточно далеко от места действия боевых средств противника (64…80 км).
Все эти тактические возможности истребителя F-22A определяют в совокупности его роль и место в экспедиционной воздушной армии AEF. Как подчеркивается специалистами американских ВВС, вариант этой комплексной боевой системы, именуемый GSTF, во многом характеризуется функциями действующих здесь эскадрилий F-22A. В связи с этим одной из главных задач служб ВВС США, ответственных за развертывание F-22A на вооружении, стала тактическая подготовка летчиков этого истребителя. Ее целью является освоение летчиками F-22A навыков, необходимых для обеспечения превосходства в воздухе во всем спектре возможных боевых ситуаций с фокусировкой внимания на обеспечении подавления наземной обороны противника как главной функции экспедиционной воздушной армии AEF.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ
При создании самолета F-22A «Рэптор» был предусмотрен качественный скачок в части тактических возможностей ведения боевых действий. Это потребовало реализации качественного скачка и в подготовке летчиков этого истребителя, проводимой 43-й учебно-тренировочной эскадрильей 325-го авиакрыла на авиабазе Тиндэлл, штат Флорида.
На конец 2006 года эскадрилья имела 23 одноместных самолета F-22A (по мнению ВВС США, в двухместном варианте УТС этого истребителя нет необходимости). Еще один самолет F-22A был передан на авиабазу как наземный стенд для обучения технического персонала. Остальные предусмотренные для летной подготовки семь самолетов, как предполагается, будут поставлены в 2007–2008 годах.
nvo.ng.ru