Есть реальные основания говорить о Покрышкине как о тактике и командире. Но нет объективных оснований замыкать все на нем и говорить, что он был единственный тактик и учитель.
Так, нередко можно встретить высказывания его коллег, что он был непревзойден, незаменим и т.п. Т.е. целенаправленно был создан культ.
В тоже время очевидно, что на разных участках советско-германского фронта, командиры разного уровня и разных частей, брали на вооружение схожие, или даже одинаковые тактические приемы. Как правило, эта тенденция наблюдалась в первой половине войны - в 1941-1943 гг.
Можно вспомнить комэска, а затем комполка 3-го ГИАП КБФ Василия Голубева, который примерно в тоже время, совсем на другом участке фронта внедрял единственно возможную тактику борьбы на И-16 против Bf-109 и даже FW-190. Делал упор на применение радиосвязи и все в таком духе. Причем, исследователи воздушной войны на Балтике называют Голубева -"балтийский Покрышкин". Сюда же можно подверстать Шестакова и т.п.
Таким образом выходит, что это не заслуга конкретного человека, это нормальная, обычная работа истребителя-профессионала. Причем это единственно возможная форма его мышления, чтобы выполнять боевую работу. Не надо было ничего выдумывать, надо было просто подумать головой и посоветоваться с товарищами. Хотя, по-большому счету все это было известно еще до войны. У хороших пилотов и головы устроены похоже.![]()
А теоритические работы, блокноты, схемы и землянки - это все немного другое.![]()
А вот вам и конкретный пример. 45-й ИАП, который был направлен в состав ОАГ, обороняющей осажденный Севастополь, еще в июне 1942 года начал применять схожие приемы. Так, после взлета Як-1 45-го ИАП поворачивали к предгорьям Кавказа, затем разворачивались и только после набора высоты атаковали противника. Таким макаром 16 июня десять Як-1 полка, возглавляемых К. Денисовым сбили пять немецких бомбардировщиков и два истребителя. Своих потерь у группы не было.
Будете говорить, что это не "высота, скорость, маневр, огонь"? Причем заметьте, это было не весной 1943 года на Кубани, а летом 1942 при других обстоятельствах.
Ну и, конечно, всем известно, что в ходе боев на Кубани 45 ИАП воевал бок о бок с 16 ГИАП, получил звание гвардейского 100-го, вошел в состав покрышкинской дивизии. И уж не буду говорить про братьев Глинка, Лавицкого и остальных пилотов, которые воевали в его составе.