Як-9С с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105СВ-01 яв-
лялся модификацией серийного Як-9М и отличался от него воо-
ружением, а также винтом, обладавшим более высоким КПД бла-
годаря профилированию комлевых частей лопастей.
Буква "С" в наименовании самолета - это заводской ин-
декс, не несущий какой-либо смысловой нагрузки.
Вместо установленных на Як-9М мотор-пушки ШВАК с боеза-
пасом 120 снарядов и пулемета УБС с боезапасом 200 патронов
на Як-9С были установлены мотор-пушка НС-23 калибра 23 мм с
боезапасом 60 снарядов и две синхронные пушки Б-20С калибра
20 мм с боезапасом по 120 снарядов.
Такой вариант вооружения предъявлялся на госиспытания на
самолете Як-9У с двигателем ВК-107А - эталоне 1945 г., но
испытания не были закончены вследствие крупных дефектов: пе-
регрева масла при наборе высоты, перегрева воды в горизон-
тальном полете, разрушения коренных подшипников двигателя
ВК-107А и др.
На Як-9С удовлетворялись требования ВВС к вооружению од-
номестных истребителей на 1945 год. Вооружение работало
надежно на всех режимах полета и эволюциях самолета.
Схема вооружения Як-9С в тактическом отношении являлась
весьма эффективной. Попадание 23-мм снаряда в самолет про-
тивника приводило к его полному разрушению. Бронебойные сна-
ряды пушки НС-23 легки пробивали броню немецких танков тол-
щиной до 20 мм с дистанции 500 м под углом 45*.
Як-9С был построен ОКБ в двух экземплярах (NN01-01 и
01-02) в мае 1945 г., проходили заводские испытания с 10 по
28 мая (летчик П.Я.Федрови) и государственные испытания с 28
августа по 14 сентября 1945 г. (летчики В.Г.Иванов и А.А.Ма-
нучаров, инженер по самолету И.А.Колосов, по вооружению -
А.Г.Аронов).