Цитата Сообщение от Wad Посмотреть сообщение
"Вновь всплыла проблема принудительного обдува от специального вентилятора, устанавливаемого за винтом. Постановка вентилятора для лучшего охлаждения двигателей воздушного охлаждения при взлете и подъеме имеет определенные преймущества при некоторых специальных условиях эксплоатации, а для многорядных звезд этот способ охлаждения может оказаться совершенно необходимым.
Применение вентиляторов для принудительного обдува увеличивает скороподъемность более чем на 20% (у Фокке-Вульф 190) и при определенных условиях может уменьшить затраты мощности на охлаждение.
Принудительный обдув использован на немецких двигателях БМВ-801, на английском моторе Бристоль "Центавр" и на некоторых модификациях американского мотора "Дабл-Уосп".

Зарубежное авиамоторостроение, Москва, 1946 г.
Спасибо за цитату - но САМОЛЕТЫ! Пока показали только B-36, самолет выпущенный малой серией, хотя для такого гиганта, это тоже много.
По Бристолю и Прайту завтра посмотрю литературу. Сегодня смотрел справочник 40 года - ни у кого не было.