Комиссия по проведению войсковых испытаний на боевое применение самолетов Як-9 с ВК-107А
Предеседатель комиссии командир 336 ИАД п Гращенков
Члены комиссии:
...
Цель испытаний:
...
Вооружение: установлены мотор-пушки ШВАК 20мм с запасом патронов 120 шт. и 2 БС 12.7мм с зап. патр. 300 шт.
...
За время испытаний полк принял участие в операциях по ликвидации Прибалтийской группировки противника в районе Тукумс-Либава.
Воздушным противником являлись самолеты ФВ-190. На аэродромах полка имелось незначительное количество самолетов других типов, но при боевых вылетах полка, кроме встреч с самолетом ФВ-190, была только одна встречас Ме-109.
Боевая обстановка на данном участке фронта характеризуется общим превосходством наших сил Противодействие ЗА и МЗА противника было сильным.
...
Полк ранее летал на Як-9 с ВК-105ПФ.
37% летного состава боевого опыта не имела.
В период ВИ 88% летного состава полка участвовало в боях на с-тах Як-9У с ВК-107А.
Остальной летный состав проходил тренировку...
До войсковых испытаний полком проведено на с-тах Як-9 с ВК-107А 62 боевых с-товылетов с налетом 58:45.
...
А. По боевому применению:
Средний расход боеприпасов
на один свылет:
20мм - 12
12.7мм - 18
на один самолетобой
20мм - 20
12.7мм - 37
на один сбитый
20мм - 45
12.7мм - 82
2. За время испытаний полк выполнял в основном задачи по прикрытию штурмовиков Ил-2 непосредственным сопровождением и комбинированным способом. Непосредственное сопровождение выполнялось группами 4, 6 и 8 с-тов.
...Сбитие с-та ФВ-190 производилось, как правило, с одной атаки при небольшом расходе патронов (1-м, 2-мя, 3-мя и реже 4 или 5 патронами).
Эффктивность вооружения самолета против бомбардировщиков в процессе испытаний не выявлена вследствие отсутствия встреч с ними на данном участке фронта.
...
Г. Летная оценка самолета
...Большим недостатком самолета Як-9У явилась ограниченная скорость пикирования - 650 км/час по прибору. Для современного воздушного боя нужна скорость на пикировании порядка 750-800 км/час по прибору.
...в кабине очень жарко. Отсутствие вентиляции не позволяет регулировать температуру в полете.
Основным недостатком матчасти планера являлось отставание обшивки плоскостей.
Мотор ВК-107А часто барахлит на свечах.
Свечи оплавляются через 10-12 часов.
Через 10-15 чассов эксплоатации моторы начинают дымить.
Часто заедает управление газом мотора. При этом газ или не убирается полностью и при планировании на посадку приходится выключать заэигание или заедает в среднем положении при даче газа на взлете, что еще более опасно.
1. Самолет наиболее эффективен при сипользовании его боевой скорости
2. Необходимо устранить все отмеченные недостатки
...