Петер "Бонифаций" Дюттманн (он воевал в составе JG 52, если кто не помнит).
Из книги его воспоминаний (книга писалась по аудиозаписи беседы с П.Д., перевод Radounski):
"... вот 2го января в моей лётной книжке стоит: переучивание на FW 190
A2. Начали мы, как обычно, с полётов по кругу, машина была с мотором
BMW 801 С1. Я всё это себе подробно записывал для дальнейшей учёбы на
инженера. Потом у нас появилась FW 190 A3. Мне 190ые не нравились.
В кабине 109го так тесно, что что когда ты там сидишь, больше туда уже
ничего не поместится. В 190ом справа и слева ты вдруг обнаруживал
много свободного пространства- оно получалось из-за большого диаметра
звездообразного мотора. И кстати о моторе- я ничего не имею против
BMW, но 801й мотор неимоверно трясло. У нас говорили, что если у тебя
есть вставные зубы, то перед полётом их лучше дополнительно приклеить,
иначе они выпадут, причём не только на холостом ходу, но и при полном
газе. В полёте машина была хороша. Прежде всего, она не ломалась при
старте, можно было, практически не касаясь ручки, разгоняться по
прямой и самолёт взлетал самостоятельно с трёх точек. В управлении
190ый был проще 109го. Посадочная скорость была несколько выше, на
20-30 км/ч, но не было никаких сложностей с выдерживанием прямого
курса и у него были широко расставленные шасси. Так что летать на FW
190 было проще и летал он прекрасно. Обзор при взлёте был такой же
плохой, но в полёте лучше, чем на 109ом, так как фонарь кабины был
несколько выше и это улучшало обзор назад. На 109ом фонарь
образовывал одну линию с фюзеляжем.
- Не было ли чуства, что сидишь, как на "парадном блюде",
имея столько свободного пространства вокруг?
Вроде того. Я не особенно комфортно чуствовал себя в этом самолёте.
Самым неприятным моментом была вибрация от мотора. К тому же нам ещё
заранее рассказывали об одной неприятной особенности, с которой я,
разумеется, имел возможность познакомиться лично. Во время выполнения
левого виража, когда машина уверенно выполняла манёвр, она безо
всякого предупреждения переворачивалась и совершала резкий правый
разворот. Я сейчас уже не скажу, в чём была причина такого поведения
машины, но пилот ничего не мог с этим поделать. При правом вираже она
сваливалась так же мгновенно, без малейшего предупреждения. При
попытке заложить крутой вираж, в самой его середине, даже если вы
начинали манёвр очень аккуратно, ррраз- и она сваливалась. Если это
происходило на малой высоте- человек, сидевший в кабине, мог
погибнуть. Понятно, времени на вывод машины уже не было. При
развороте слева направо ещё можно было успеть, но при развороте
справа налево- вряд ли.
- То есть машина в этот момент становилась неуправляемой?
Да. Мне потом рассказали, что это случалось из-за того, что ось
вращения элерона находилась немного позади его передней кромки для
уравновешивания сил. Но при определённом угле отклонения элерона
срывался воздушный поток. В более поздних сериях этот дефект
устранили. Я уже на них не летал, я успел познакомиться только с А2,
А3 и А4.
(...)
Полёт номер 844- на 190ом. Скорее всего я превысил скорость снижения
при посадке и у меня лопнули обе шины. Но всё кончилось хорошо, без
аварии, пострадали только две шины.
- Как обстояли дела у моторов с выбросом масла?
У обоих машин была эта проблема, у 109го тоже. Но обе машины имели
омыватель переднего стекла, только у ранних моделей 109го их не было.
Но позже они появились и на нём. Можно было обрызгивать топливом
лобовое стекло, от набегающего потока бензин распылялся в мельчайшую
пыль и очищал стекло от масляных пятен и брызг. 190ый так же плевался
маслом. У меня очиститель появился только на модели F, на Эмиле его
ещё не было. Только у Густава омыватель стали устанавливать на
серийных моделях.
Были моторы, сильно пачкающие маслом, особенно на больших высотах. С
ростом высоты росла и разница в давлении- давление масла минус
внешнее давление- ведь с ростом высоты внешнее давление падает,
поэтому грязь легче выходит наружу через фланцы и между деталями. Но
на 190ых раз на раз не приходилось, всё зависело от каждой отдельно
взятой машины. Были так называемые "сардины в масле". Если
попадалась такая машина- то она пачкалась маслом даже на малых
оборотах. Но в таком случае- чик-чик, и слекло снова чистое, до
следующего раза. В последний раз я летал на 190 А2 14го января 1943
года. ..."
Ну, главное чтобы ты сам верилв то, что забрызганные маслом от носа до хвоста мессеры, на которые из-за этого даже омыватели стекла бензином ставилилетали у ВВС
Что Марзейле, разбившийся из-за зхарактерного недостатка мессера - прорыва выхлопных газов в кабину тоже служил в ВВС. Что низкое давление масла на ДБ-605, из-за которого всю войну ругались Даймлер-Бенц и Мессершмит, обвиняя друг друга тоже было в ВВС. Прогары клапанов на этом же ДБ-605, из-за которых запрещался наддув 1,42 ата - это видимо тоже было в ВВС. Главное - чтобы ты в это свято верил
Я все еще жду, где подтверждения твоих заявлений о том что серийные мессеры были ближе к эталону чем яки?
---------- Добавлено в 16:36 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:31 ----------
В приведенном примере говорится что тряска ФВ-190 была намного сильнее, чем обычно, "аж зубные протезы вылетали" а не то что его просто трясло.
Начет дефектов анероидов - ты уж цитируй дальше, как решили вопрос. А решили просто - регламентной заменой анероидов через каждые, ЕМНИП, 3 месяца работы.
Аспид - крылатая змея нос имеет птичий и два хобота. Куда летать она повадится, те места опустошит. Живет в горах и убить ее нельзя - только сжечь
Да, конечно рано или поздно проблему решили. Я просто хотел показать, что проблема была вызвана именно вибрацией ("тряской"). А вот ValeryK и подтвердил, что "звезда" по сравнению с V-образным двигателем именно "ТРЯСЕТ". (хотя он и не привел никаких цифр чем так любит баловать нас А-спид).
В интервью Ралль упомянул ещё один косяк у красных самолётов - при энергичном маневрировании мог оторваться предкрылок , осталось только непонятным на каком типе савецких истребителей это случалось и как Ралль столько налетал на трофейных самолётах что по его словам такое с ним было не один раз![]()
В симуляторах баланс невозможен ..... или это уже не симулятор .
Относительно скана из этой художественной книжки хочу заметить что яки рассчитывались в целом прочнее кобр , кобры в частях усиляли накладками в хвостовой части , у яков какой-то серии разрушений фермы фюзеляжа или лонжеронов крыла не помню ни одного упоминания , какие нормы прочности были расчётными для яков можно выцедить у Степанца в описании опытного и предсерийного Як-1.
В симуляторах баланс невозможен ..... или это уже не симулятор .