На F-35 пассивные ИК/ОЭ сенсоры не ограничиваються EOTS.
Собственно говоря EOTS имеет основным назначением работу на больших дальностях - как по наземным/надводным целям так и по воздушным - г.о. в ДВБ.
Для веденя ближнего (в т.ч. маневренного) боя , а так же пилотирования при отсутствии визуальной видимости служит другая подсистема - EO-DAS (Distributed Aperture System) предаставляющая собой интегрированную с EOTS и между собой группу из шести ЭО датчиков размещаемых в разных местах планера самолета и обеспечивающих близкую к сферической зону обзора.
Именно эта подсистема (уже получившая военное обозначение AN/AAQ-37 ) и будет обеспечиваать вышеназванные функции , причем именно она реализует ту самую без преувеличения революционную концепцию "прозрачного планера".
В 2х словах о том что это такое.
На шлеме пилота имеется специальный прозрачный щиток на который может проецироваться изображение от ОЭ сэнсоров + соответствующая выбранному режиму прицельная и навигационная информация.
С помощью специальных датчиков непрерывно отслеживается направление взгляда летчика (положения шлема) , при этом на щиток-индикатор проецируется изображение снимаемое именно тем сенсором который обеспечивает наилучший обзор в данном секторе.
По мере перемещения направления взгляда осуществляеться плавный переход передачи изображения в шлем от одного сэнсора к другому.
При этом элементы конструкции планера обзору не мешают.
Например летчик спокойно может "смотреть через крыло" - разумеется наблюдая изображение с сенсора обзору которого это самое крыло не мешает.
Это гораздо лучше (и разумеется сложнее и дороже) громоздких очков ночного видения , которые в силу естественных жестких ограничений по массе/габаритам не могут сравниться со стационарными сенсорами.
На случай маневрирования с высокими перегрузками (например в БВБ) когда летчику весьма затруднительно вертеть головой и воспринимать визуальную информацию , предусмотрены автоматические режимы работы системы.
В т.ч. это касаеться и сектора "вперед-вверх" о котором тут спорят.
Повидимому будут реализованы режимы автозахвата цели находящейся в заданной зоне - подобно тому как это делаеться в РЛС в режимах БВБ - Vertical Scan Mode и т.п.
Кроме того должны быть реализованы функции предупреждения об атаке в близкой к сферической зоне.
И того на выходе (когда сделают и доведут до ума) получиться несомненно самая передовая оптико-электронная система способная решать широкий спектр задачь.
Nach Afrika kommt Santa Claus
und vor Paris steht Micky Maus...
Спасибо за ликбез! Толково объяснили![]()
"If the forces of big business are to plunge this country into a saturnalia of extravagance for war purposes in a time of peace it is my notion that the forces of big business should put up the money." - Representative Warren Worth Bailey, Feb 1, 1916
Насчет этой оптико электронной системы у меня предположение что скорее всего не удастся выводить в шлем картинку необхадимого разрешения. ну а если удастся то здравствуй светлое будущее очков телевизоро-мониторов ,как в фильме "назад в будущее 2"
Хвостовое оперение Ф-22 рассеивает раскаленные выхлопные газы, защищая таким образом ,самолет от ракет с ИКГС . (С) телеканал Discovery :)
Совершенно не понятно откуда весь этот пост появился и как он "втиснулся" перед вот этим;
"Кто владеет буржуйским и интересуеться историей Томкэта , вэлкам сюды :
http://www.f-14association.com/" - но букет вам в руки и медаль на шляпу. В слух я не бомрмочу, со стенками не спорю, и в который раз говорю, всего вам хорошего.
Мне особенно нравится вот этот совет - "Заканчиваем флейм."
Я лично за.
---------- Добавлено в 16:34 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:09 ----------
очевидно что светлое будущее фильма "назад в будущее 2" уже здесь, некоторые путеществуют "во времемени" и задним числом посты впихивают, или совершенно наоборот, сервак forum.sukhoi.ru тормизит с постами на +/- несколько часов в сутки.
Нашлемные системы "будушего " для Ф-35 находятся именно там, в будушем. На данный момент все брошурные возможности там же. Создание "новой" системы (HMD) для шлема было переданно Английской BAE SYSTEMS ещё в 2004-ом году. Сам шлем разрабатывает VSI (HMDS).
HMDS - http://www.vsi-hmcs.com/pages_hmcs/03b_f35nite.html
2009 год - "победный" доклад от том что несмотря на все проблемы разработки, дораоботнный JHMCS - революционный и не "имеет аналогов". Только "квасный патриотизм" это чисто русская болезнь, а всё что написано не на руссоком языке - правда чистой воды, а если критика - то мурзилки.
http://www.defenseindustrydaily.com/...s-downs-01271/
''Необходимость'' определяется достаточностью для вполне определенных задачь.
Высокое разрешение и увеличение востребованы только при работе на больших дистанциях - т.е. по наземным целям и по воздушным в ДВБ.
Для этого на Ф-35 предусмотрена EOTS , изображение с которой выводиться не в шлем а на МФИ.
EO-DAS служит для несколько других целей (см. выше) ,
и в ней особо высокое разрешение и тем более кратность не нужны. Хотя кратность все же предусматривается переменная - для общего обзора - низкая (близкая к нормальной для невооруженного взгляда) , для ''вглядывания'' - более высокая , соответственно с более узким полем зрения.
Постоянное проецирование в шлем высококонтрастного высокократного изображения быстро утомляет зрение и дезориентирует , так что это в данном случае и не требуеться..
Бытовой пример - попробуй поездить на велосипеде с постоянно прикрученным к глазам биноклем.
Это будущее уже не за горами.ну а если удастся то здравствуй светлое будущее очков телевизоро-мониторов ,как в фильме "назад в будущее 2"
Для них. Мы пока что сильно отстаем . И нужно не придумывать в псевдопатриотическом угаре псевдонедостатки современной техники и не славить древние КОЛСы , а изучать возможноси передовых образцов и понимать тенденции развития техники.
Для того чтобы не повторять чужих ошибок и быстрее наверстывать отставание от передовых в этих вопросах стран.
Указанный девайс вовсю испытывается (уже получил армейское обозначение) и дорабатывается до кондиции.
Дело это отнють не простое и не быстрое , но ''будущее'' не за горами.
И девайс вполне реален , в отличии от фантазий киносценаристов.
---------- Добавлено в 11:54 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 11:06 ----------
Я его написал. Точно так же как это делают все другие участники форума.
Модераторских или других привелегий у меня нет.
Сам пост повидимому редактировся модератором уж не знаю по какому поводу.
Ты бы лучше внимательно читал ЧТО написано.
Ничего нигде не втискивалось. Ссылка на Ф-14ассоциейшенс была дана отдельным постом позже и прямого отношения к предыдущему моему посту она не имеет.и как он "втиснулся" перед вот этим;
"Кто владеет буржуйским и интересуеться историей Томкэта , вэлкам сюды :
Чтобы не было флейма , нужно его не начинать и не провоцировать.Мне особенно нравится вот этот совет - "Заканчиваем флейм."
Еще раз советую по всем озвученным вопросам найти информацию самому , оставив в покое австралианайрпауэр с его 'докторами-профами'.
Что почитать по Томкэту - см. выше. Чтобы слегка уменьшить кашу в голове по поводу его потенциальных целей
(тех самых скоростных бомберов и ''типагиперзвуковых'' ПКР) - Гугл в помощь.
Забиваешь туда : К-10С , КСР-2 /-11 , КСР-5 , Х-22 , П-500 , П-700 , Ту-16 , Ту-22 , Ту-22М , МиГ-25РБ и смотришь что там сверхзвуковое , ''гиперзвуковое'' , ''имеющее многоканадьную навигационную систему'' и проч.
С айрвар.ру и ньюфактории рекомендую начать.
И оставить в покое ''докторов-профов'' типа Гунна и учиться думать самому.
Информацию нужно черпать из реальных источников , не приплетая голивудские и другие фильмы.очевидно что светлое будущее фильма "назад в будущее 2" уже здесь....
См. выше.некоторые путеществуют "во времемени" и задним числом посты впихивают....
Причем в очень недалеком. Для тех кто их разрабатывает и внедряет.Нашлемные системы "будушего " для Ф-35 находятся именно там, в будушем.
Для начала рекомендую ознакомиться с этими самыми ''брошюрными возможностями'.На данный момент все брошурные возможности там же.
Ты очевидно не в курсе того как делаються сложные технические проекты.Создание "новой" системы (HMD) для шлема было переданно Английской BAE SYSTEMS ещё в 2004-ом году. Сам шлем разрабатывает VSI (HMDS).
Ген. подрядчик по EOTS (и по самолету F-35 в целом) - Локхид-Мартин , по EO-DAS - Нортроп-Грумман и БАЕ.
Помимно них в программе JSF участвует прорва других компаний - начиная от гигантов типа Пратт&Уайтни , до совсем малоизвестных.
Ри этом как и во всяком большом проекте субподрядчики могут меняться.
Он именно что революционный и именно что пока что не имеет аналогов.2009 год - "победный" доклад от том что несмотря на все проблемы разработки, дораоботнный JHMCS - революционный и не "имеет аналогов".
''Победные'' или непобедные доклады тут непричем.
Когда девайс будет принят на вооружение в составе оборудования серийного самолета - мы узнаем.
И кричать о ''срывах сроков'' - мягкоговоря наивно .
Практически все серьезные проекты не избегают переноса сроков.
Не правда.Только "квасный патриотизм" это чисто русская болезнь...
Квасной (кока-кольный или любой другой ) псевдопатриотизм характерен наверное для всех наций.
Чтобы понять что есть правда , что есть мурзилки (которые вполне себе могут быть правдой) , что есть чушь и т.д. нужно обладать определенными знаниями и уметь интерпретировать/анализировать информацию., а всё что написано не на руссоком языке - правда чистой воды, а если критика - то мурзилки.
Если же не знать толком ничего а только молиться на слова псевдоавторитетов - не поймешь.
Nach Afrika kommt Santa Claus
und vor Paris steht Micky Maus...
Уважаемый SkyDron в который раз, будте добры и будте любезны, заметьте что лично с вами у меня диалога давно нет. За ссылки спасибо но советов у вас я не просил, своё себе придержите. Всего вам хорошего!
Лёгкий сарказм но с картинками и инфой.
Да, очевидно что в верхней полусфере пассивный процел нужен только "сильно остающим". Ладно тёмная Россия да тупые европейцы со своими Гриппенами да Еврофайтерами, но вот оказывается и Японцы давно также тупят. Вот нет чтобы взять пример с "сильно развытих", т.к. убогие япошки экономически не развиты и технологичеки "отстают" как Россия, Европа и все остальные, вот и на своих моделях Ф-15J они как и все "отсталые" настояли и поставили пассивный прицел, и нахлобучили его на верх. Ну вот не получается у них головой думать, так до сих пор и не разобрались что оказывается в концепции "современного воздушного боя" цели вообще не входят на дистанцию ближнего боя. Ну а если входят то по "новой" доктрине эти цели ВСЕГДА будут внизу, и т.к. там их именно и не видно ТУДА прицел ставить и надо.
Ну вот не до пёрли япошки и сделали такую дурость, и причем сам сенсор ещё и задом наперёд развёрнут когда не используется, а разворачивается только при его включении, вот чудаки, им о гигантах мысли самой развитой нации в истории человечества которые революционно разместили сенсор снизу только мечтать и "догонят" да "догонять".
Они также со своей композитной неведимкой ATD-X туда-же. Вместо того чтобы как кулЮторно развитые люди которые снизу повесили, решили расмотреть конфигурацию размещения прицела в кабине непосредственно под ИЛС который для малозаметности открывается только когда он нужен. Вот чудилы, сделали бы как умные люди повесив его снизу и прикрыв сверекающим колпаком в форме бриллианта и все дела, ну темнота, чтож поделаешь, застряли в прошлом как и Россия со своим отсталым КОЛСом…
А шлем "девайс" просто "чудесный".
Изначально была попытка использования технологии "глаз на цель", принцип который широко использован (а главное запотентован) компанией Canon в фотоаппаратх. На зрачёк глаза проецируетса 4-5 ИК лучей из микро диодов, отражение принимается датчиками и по сдвижению отражённого пучка вычесляется градусное положения зрачка. У первого поколения в фотоаппаратх система позволяла определиние 5-ти горизонтальных сегментов, и использовалась для контроля системы авто фокуса. Система 3-го поколения позволяла разбивание секторов как вертикально так и горизонтально, и на сколько я помню на 14+ сегментов.
Японцы этот принцип и используют в своей разработке. Более того, при проекции пилот способен контролирать указателем именно глазами, и выбирать/подтверждать команды МОРГАЯ веками в изначально настроенной сиквенции (двойное моргание и т.д.). Таким образом при вбв пилот способен глазами наводит указатель на цель и моментально приказываеть её захват/обстрел. О технологии Японской видео проекции я не знаю, инфо мало но что 3-ех мерная/цветная подчи уверен. Также были намёки что система интегророванна с 3-ех мерной подачей звуко сигналов. Т.е. если по самолю работает ЗРК и ракета в воздухе, то определённый сигнал моментально оповещяет пилота о позиции и дистанции ракеты, и именно тогда включается визуальная функция просмотра "сквозь фюзеляж".
Последнея версия шлема JHMCS (Боинга) использует принцип "крути головой", и основана на МАГНИТНЫХ датчиках понатыканных внутри кабины, и проекция даных одноканальная одноцветка. Для F-35 шлем НЕ ДОДЕЛАН до сих пор, первая "пробная" партия пошла в Июне этого года ( сколько не известно), а работа ведётся совместно - VSI (приставка) и Elbit Systems/Rockwell Collins. Elbit- Израиль. Система проекции вроде стерео но тоже одноцветка, и из себя представляет копию ИЛС но на шлеме. Т.е. для F-35 шлем разрабатывается корпой впк Израиля - VSI калифорнийская подставка.
Боинг, VSI, Elbit - без разницы, кто в курсе на каком принципе основана проекционная система? Какое разрешение? Угол обзора? На какой промежуток времени пилоту можно её включать перед поевлением "тонельного эффекта" и т.д.?
Вот в Японские указательные системы - верю, т.к. принцип фукнционированния можно лично проверить при входе в фото магазин и пробуя фотик Canon. В "магнитные" афёры сборищя корпов которые распиливают гос. бюджет и в рекламных брошюрках которых кроме как картинок нет НИКАКИХ тех. данных - не верю чисто ЛОГИЧЕСКИ.
http://window.edu.ru/window_catalog/...29041&p_page=3
Насчет виртуального кокпита там видимо проблем дофига
"В 1999г. в рамках программы Aircrew Integrated Helmet System фирма
Microvision поставила в войска для испытаний прототип системы"
как раз монохромный - видимо окончательный вариант всё же должен быть цветной.
Интерестный материал, пока всё не прочитал но в самом конце метко подмеченно по поводу 3д звука. Давно с этой идеей играются, но лично меня интрегую именно комплексные системы, цифровые шумоподавители и звуки еффектов 3д фаза/противофаза+процессорная обработка. Такой подход уменьшает назойливость, и позволяет точно разделять уровни сигналов, что позволяет пилоту настраивать систему оповещения под его вкус.
На сколько я помню, т-щ SkyDron, помимо того, что участник форума в теме, еще и непосредственно связан с обсуждаемым вопросом в силу своей (бывшей/текущей) профессии. Видимо, этим объясняется некоторая безапеляционность его суждений, которую тут (и не только тут) воспринимают как должное. Это если я ничего не перепутал.
bad_mfk, я в "флеймы" влезать не собираюсь. В своё время с кадровами разбораки по горло намучился и в реальной жизни. "безапеляционность его суждений" на меня не распостроняется; товарищч SkyDron мне не шев, я ему не подчинённый - здесь я подчиняюсь только правилам формуа и модераторам которые их поддерживают.
Я человек вежливый и терпеливый, мой прямой вопрос относился непосредственно к професси и базы знаний именно чтобы найти хоть какой-нибудь уровень взаимопонимания, но увы. Опыт моей жизни - при таких ситуациях лучше шагать дальше. А личный вывод такой; руководство кадрами лучше оставлять на службе, а на своём времемни заниматься руководством своей жизни. Те люди которые в своё личное время пытаются занимаются "руководством" при социальном общении страдают именно от нехватки руководства.
По поводу дискуссий всё ещё пероще. Мой старый друг, который ещё в армии СССР офицером служил, доктор наук физики, узкопрофильный спец по гидродинамике. Насколько я понял в начале/середины 90-тых он работал над теоритическими моделями смешивания топлива в камере згорания турбинных авио двигателей, и хоть тема в принципе авиоционная мы НЕ РАЗУ не беседовали по поводу аэронавтики - не было базы для общения т.к. его область очень узкопрофильная. Вот всё так и просто, если тема слишком сложна для НЕ профессионала то разговора НЕТ, если тема общедоступна то будте любезны и общайтесь с обществом не тыкая палцем.
Таковы правила общества, и в определённой степени также этого форума.
Да ты не понял ни шиша, мон шер. Если я не ошибся на счет СкайДрона, и он правда какой-то там ПВОшник в чине ХЗ-кого, то он с обсуждаемым материалом имел возможность ознакомиться не по интернетовским отчетам всяких дохтуров из Австралии, а по материалам из "секретки". И твое "бла-бла-бла а тут вона как написано, а ента интернет, а не хухры-мухры, понел?!+" для него выглядит вопиющим дилетантизмом вопиющего дилетанта, не желающего включать мозг. Компрене ву, значить?
Ну вот конкретный пример: ты пишешь, что попадаемость этого вашего Сперроу была на уровне 10%. А почему так? А потому, что статистика-то из реальных воздушных боев получена, ага? А в бою что? Учуяв пуск Сперрова по себе любимому, летчик начинает всячески самолет вращать и крутить, шо аж позвоночник в трусы ссыпается от перегрузок. Это безобразие противоракетным маневром кличуть. Вот ракетка-то и промахивается. А ты сюды ПКР'ы приплел какого-то рожна, мол, оно в одном случае из десяти попадает, а вы по ПКРу стрелать удумали. А ПКР противоракетных маневров не совершает, да? Ну, и вот так примерно по остальным вопросам, угу.
I'm the future of the Russian government.
According to Scott Lofgren, Bentley Systems global director.
Ну вот закончился и ещё один флейм. Мне без разницы что там у кого на погонах, пусть своими подчинёнными и командуют. И вы, уважаемый bad_mfk что в переводе буквально "крутой маматрахец", будте добры и мне пальцем не тыкайте.
Модераторы, лично я за полное удаление постов #69 и #71 #72, на ваше усмотрение.
Нужен, ибо на вираже или на подходе из нижней полусферы (шоб незаметнее) как будешь глядеть в воздух?
Это перехватичику и ударнику можно и нужно снизу. Первому по причине того, что он высоко сидит и далеко глядит. А у второго все цели внизу.
Плюс еще не забываем, что глазки у пилота сверху и при компоновке делается все возможное, чтобы у пилота обзор был самы лучший.
Собственно, по этой же причине туда и шарик пихают.
---------- Добавлено в 12:58 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 12:54 ----------
На высоких перегрузках (кажись с 5ти) цветопередача теряется.
Поэтому все цветные индикации на маневренных машинах от лукавого.
C уважением
А еще фляжка с глазными каплями для пилота, чтобы глазки у него не дали дуба от постоянного выпучивания онных в экран.
C уважением
Мне этот диалог неинтересен. Но воинствующее ламерство нужно разоблачать. На что предеться потратить время.
Не сарказм - а глупости , которые сам придумываешь и сам пытаешься высмеять.Лёгкий сарказм но с картинками и инфой.
В итоге окажеться что смеешься над собой.
Постоянное цитирование журналамерского термина "пассивный прицел" уже показывает твой уровень знаний.Да, очевидно что в верхней полусфере пассивный процел нужен только "сильно остающим".
Сенсоры прицельно-поисковых теплопеленгаторов истребителей размещают(ли) обычно перед фонарем кабины сверху.
Это обьясняеться вполне очевидными причинами :
1) Требование минимизации помех от земной поверхности.
Т.к. ТП все равно не способны обеспечить работу по "земле" (и плохо работают по целям на фоне земли , подсвеченных солнцем облаков и т.п.) , имеет смысл вынести его сенсор в место которое обеспечит компромис между достаточным экранированием от земной поверхности и обеспечением приемлемого сектора обзора воздушного пространства.
2) Собственно упомянутым в п.1 стремлением получить приемлемый компромис с сектором обзора.
3) Компоновочные соображения.
Несколько особняком тут стоят палубные истребители. Естественно в 1ю очередь американские.
На них "исторически" (с конца 50х до конца 70х годов) прижилось размещение сенсоров ТП с низу носовой части фюзеляжа.
Дело в том что морская поверхность (над которой восновном и должны применяться палубные истребители) нагрета достаточно равномерно , и уровень ИК помех от нее гораздо меньше чем от земной поверхности.
При этом теплопеленгаторы в значительной степени были призваны восполнить такой недостаток тогдашних РЛС как неспособность работать по целям на фоне подстилающей поверхности - т.е. г.о. при нахождении цели в нижней полусфере относительно истребителя.
Первым в Мире истребителем (не только палубным) который получил РЛС уверенно работающую по НЛЦ стал вышеупомянутый F-14A.
Он же стал последним американским истребителем на котором применялся "классический" теплопеленгатор.
Это был ALR-23 , который был признан недостаточно эффективным и чаще всего заменялся на телевизионную камеру (TCS).
Кстати обзначение "ALR" относиться не к прицельно-поисковым системам , а к средствам РЭБ.
Варианты ALR-23 устанавливались на самолетах F-111 и B-52 в качестве детекторов обнаружения приближающихся ракет - подобных нашему "Маку".
Повидимому на Томкэте это устройство было временной мерой до принятия на вооружение "настоящей" ИКСПО способной "давать картинку".
Такую станцию ( AAS-42) получил F-14D.
Почему AAS-42 разместили не наверху перед кабиной ?
Да потому что :
1) Устройство вышло весьма габаритным (см. фотографии в этой же теме) и
в случае если бы его взгромоздили перед кабиной резко ухудшился бы обзор вперед-вниз , очень важный для палубного истребителя.
2) AAS-42 предназначена для работы по целям на достаточно больших дальностях (совместно с РЛС или отдельно от нее) , при этом угол обзора по вертикали вверх вполне достаточен.
Впрочем о достаточности-недостаточности я особо скажу ниже.
3) При "нижнем" расположении легче доступ при обслуживании.
4) Станцию поставили на место снятой ALR-23 - т.е. минимум компоночных переделок. Телекамеру которая очень понравилась экипажам кстати так же сохранили.
5) AAS-42 уже вполне нормально могла работать на фоне земли , и позволяла проводить опознавание цели - т.е. "давала картинку".
Хотя она не предназначалась для работы по наземным/надводным целям и не имела соответствующих режимов (да и качество "картинки" было весьма похабным по современным меркам) , станция была ограниченно пригодна
для обзора водной поверхности - например экипажи активно использовали ее для опознавания авианосца в ордере при построении захода на посадку.
Что касаеться ИК систем для работы по "земле" , то тут США так же на протяжении всего времени существования таких систем как говориться впереди планеты всей.
Основным направлением развития таких систем у "законодателей моды"
стало создание сьемных контейнеров (отя были у них и продвинутые встроенные девайсы) с поисково-прицельной ИК/ТВ аппаратурой скомплексованной с лазерными дальномерами-целеуказателями , а позже и другими системами.
Остальные страны долгое время довольствовались только дневными ТВ системами во встроенном (восновном в СССР) или контейнерном (у буржуинов) исполнении , при этом все отставали в соответствующей области от США в среднем лет на 10.
Безусловное приимущество СССР в области теплопеленгаторов (8ТП , КОЛС , ОЛС-27) достигнутое в 80х годах прошлого века обуславливалось не высоким уровнем технологий , а тем что США к тому времени совершенно перестали развивать это направление , сосредоточившись на явно более перспективном классе ИК систем.
Вобщем то к моменту появления у нас КОЛС&К американцы практически сняли прицельные теплопеленгаторы с вооружения - кроме ограниченного применения на F-14A и ряде снимаемых в то время с вооружения самолетов.
В этом плане советские/российские истребители получили своеобразное "нежданное" приимущество.
США избавились от ТП , но еще не обзавелись массовыми ИКСПО/ОЭППС способными нормально работать по "воздуху".
Такая ситуация длилась довольно долго.
Возращаясь к "тенденциям"...
Контейнерное размещение дает массу приимуществ , хотя их создание требует решения бОльшего количества конструктивно-технологических проблем.
Долгое время прицельные контейнеры были предназначены только для работы по "земле" , но последнее поколение этих девайсов в значительной мере является многоцелевым.
Если к примеру LANTIRN был не предназначен для работы по "воздуху" (хотя впринципе ограничено использоваться мог) , то более современные LITENING , Sniper , ATFLIR и т.д. штатно соответствующие возможности получили.
И кстати зоны обзора контейнерных систем достаточно широки.
Это обеспечиваеться как конструкцией контейнеров (головная часть в которой размещаеться окно оптики на современных контейнерах вращаеться на 360 гр. вокруг продольной оси) так и выбором места подвески для минимального затенения зоны обзора элементами планера.
Например у известного контейнера Sniper сектор обзора по углу места составляет от +35 до -155 гр (т.е. вплоть до "назад") , обзор по азимуту +- 155 гр за счет вращения головной части на 360 гр..
У Sniper-XR (на базе которого собственно и делают EOTS) - угол обзора по УМ от +55 до -135 гр.
Для сравнения у КОЛС углы обзора по углу места от + 30 до -15 гр. , по азимуту +- 30 гр.
Что до упомянутого тут "маневренного боя на виражах с большими перегрузками" в котором "ну никак не обойтись без (тьфу ты ,прости господи) "пассивных прицелов" (с) " , то режим "БВБ" на КОЛС работает в секторе по азимуту от +16 до - 14 гр. , при этом сектор обзора по азимуту составляет 4 (+-2) градуса.
Кстати сектора обзора РЛС в режимах ближнего боя (типа "вертикальное сканирование") оптимизированных для тех самых "виражей с перегрузками" значительно больше чем у КОЛС , коль уж ее упомянули.
Впрочем о "виражах с перегрузками" остановлюсь ниже.
Еще раз , если ктото до сих пор не понял :
У F-35 зона охватываемая ОЭ сэнсорами (EOTS + EODSA) - ПРАКТИЧСКИ СФЕРИЧЕСКАЯ.
Для того их столько и напихали , столько мучаясь с комплексованием и не жалея средств.
И именно это есть революционная фича потребная в ближнем воздушном бою.
И еще раз для тех кто не понял про ЕОТS : этот девайс оптимизирован для работы по наземным целям , а так же по воздушным целям на больших дальностях - когда никакие крутые виражи не нужны.
Все остальные функции выполняет EO-DAS.
ЛЦУ производиться соответственно только с помощью EOTS.
Отказ от контейнерного размещения этой аппаратуры обусловлен требованиями технологии стэлс , а так же распределенным по планеру размещением датчиков для обеспечения всеракурсного обзора.
Малозаметность достигаеться по крупицам , и минимизация внешних подвесок - очень весомая "крупица".
Именно в жертву малозаметности принесли гибкость применения контейнера.
Улучшение аэродинмаики на этом фоне - второстепенный плюс.
Кстати именно развитие технологии стэлс (а так же совершенствование средств РЭР и РЭБ) вызвало в последние годы такой интерес именно к оптикоэлектронным (ТВ+ИК) системам предназначенным для работы по воздушным целям.
Стремление к снижению ЭПР боевых самолетов - общемировая тенденция и РЛС несмотря на свое совершенствование изрядно "теряют позиции" постепенно переставая быть явно доминирующей в составе БРЭО истребителей системой обнаружения воздушных целей.
По мере того как самолеты (и др. ЛА) с низкой ЭПР будут появляться у все большего количества стран , реальностью станут бои "стэлсов" , и дальность взаимного обнаружения таких противников с помощью РЛС будет сокращаться.
И здесь ОЭ средства нельзя не дооценивать. Равно как и вероятность очередного (но вызванного новыми причинами) "ренесанса" ближнего воздушного боя.
Американцы это понимают не хуже других - отсюда и такое внимание к ОЭ системам на F-35 и планы по оснащению F-22 (который в настоящее время совершенно лишен ОЭППС) подобной системой.
Так же именно поэтому многие истребители пресловутого поколения "4+" получают в последние годы в дополнение к уже традиционным контейнерам именно встроенные ОЭППС оптимизированые для работы по ВЦ.
Это тоже тенденция.
Россия/СССР действительно в этом вопросе достаточно "темная" и отсталая , но только на фоне весьма немногочисленных "передовиков производства".Ладно тёмная Россия....
Достаточно посмотреть какое великое множество авиационных ИК систем
понаваяли и приняли на вооружение в США и что было/есть у нас...
В СССР так и не сумели/успели сделать авиационных тепловизионных поисково-прицельных систем , советским истребителям пришлось довольствоваться теплопеленгаторами (впрочем вполне приличными в своем классе) , а ударным самолетам - встроенными дневными телевизионными системами.
Так же не были созданы в СССР и контейнерные ОЭППС - даже дневные.
Только в 21м веке мы наконец то подобрались к созданию полноценных ОЭППС , пока что на уровне опытных и предсерийных образцов , но лучше поздно чем никогда.
На Грипене нет никаких встроенных ОЭППС.да тупые европейцы со своими Гриппенами ....
Часть самолетов может нести контейнеры LITENING-II/III американо-израильского производства.
Контейнер размещаеться на правом подфюзеляжном узле подвески.
Хотя основным назначениием Лайтнинга является работа по "земле" , он может применяться и для работы по "воздуху".
Встроенная IRTS рассматриваеться как вариант для разрабатываемого Gripen-NG.
В качестве претендентов рассматриваються уже существующие девайсы - опять же американской разработки.
В соответствии с "тенденциями для отсталых" данный девайс планируеться разместить сверху перед кабиной.
+ в соответствием с той же " тенденцией" стандартный контейнер.
См. ниже.
Nach Afrika kommt Santa Claus
und vor Paris steht Micky Maus...
На Еврофайтере с относительно недавнего времени начали устанавливать ОЭППС PIRATE , предназначенную для работы по воздушным целям.да Еврофайтерами...
Она дополняеться контейнером для работы по наземным целям - LITENING , Sniper или их экспортными вариантами (в частности PANTER).
Такая же концепция реализована в Рафале. Для работы по "воздуху" устанавливаеться встроеннаая система FSO + стандартный подвесной контейнер DAMOCLES для работы по "земле".
На последних версиях F-16 (блок 60 ) и F-15(K) предназначеных на экспорт так же пошли по аналогичному пути "разделения труда".
Мы в свою очередь присоединились к "общемировой тенденции" -
для МиГ-35 и Су-35 разрабатываются/испытываются ОЭППС состоящие из 3х подсистем : одна для работы по воздушным целям (тут все более-менее неплохо) , 2я - для работы по "земле" (тут похоже дело похуже ) , 3я - для выполнения функций предупреждения об угрозе.
Отличие однако в том что полноценного сьемного прицельного контейнера подходящего для работы по "земле" у нас так и не создано , а так же в том что например в ОЛС-35 так и не изжиты некоторые "пережитки прошлого" характерные для ОЛС-27.
Вобщем посмотрим что в итоге смогут сделать НИИПП и УОМЗ.
Может еще французы всетаки помогут...
В любом случае - что получиться лучше , то и поставят на ПАКФА.
Они не тупят. Они просто отстают.но вот оказывается и Японцы давно также тупят.
И общий технологический уровень (который у Японии очень высок) тут непричем.
На малой части F-15J установлены явно устаревшие по сегодняшним стандартам теплопеленгаторы (IRST) , другие самолеты (включая новейшие F-2) таких девайсов пока не имеют , равно как прицельных контейнеров для работы по "земле".
В настоящее время японцы проводят войсковые испытания контейнера J/AAQ-2 который подвешивается под правый подфюзеляжный (на воздухозаборнике) узел самолета F-2 , но информации о нем очень мало, разве что известно что к разработке приложила руку Рейтеон , а сам контейнер сильно смахивает на ATFLIR с увеличенным воздухозаборником.
Так что простор для фантазирования о японских супертехнологиях открыт.
Так вот именно что все нормальные люди берут пример с высокоразвитых.Вот нет чтобы взять пример с "сильно развытих"....
И японцы - не исключение , при том что во многих других областях они сами в лидерах.
Посему в области военной техники они разрабатывают и принимают на вооружение только то что реально могут делать сами.
А что по каким то причинам не могут - покупают/производят по лицензии.
Не "пассивный прицел" , а IRST. Подобный КОЛСу.вот и на своих моделях Ф-15J они как и все "отсталые" настояли и поставили пассивный прицел, и нахлобучили его на верх.
И не "нахлобучили" , а поставили туда где его в самое оптимальное для такого девайса место.
Данный девайс (как и КОЛС) не способен работать по "земле" и зона его обзора мягкоговоря далека от сферической.
Получило его очень небольшое количество F-15J.
Именно что получаеться думать и реально оценивать свой уровень.Ну вот не получается у них головой думать....
Шо б ты смыслил в "концепции современного воздушного боя"...так до сих пор и не разобрались что оказывается в концепции "современного воздушного боя" цели вообще не входят на дистанцию ближнего боя.
Еще раз , на всякий случай , для тех кто долго вьезжает :Ну а если входят то по "новой" доктрине эти цели ВСЕГДА будут внизу....
На F-35 зона обзора ОЭППС ПРАКТИЧЕСКИ СФЕРИЧЕСКАЯ , при этом один из ее сенсоров как раз размещаеться в носовой части фюзеляжа - прямо перед фонарем кабины.
Еще один аналогичный сенсор располагается наверху сразу за кабиной летчика (обзор вверх-назад) + 4 сенсора попарно расположенных по обеим сторонам фюзеляжа (обзор по периметру , в т.ч. в нижнюю полусферу) , все утоплено под обшивку самолета в угоду аэродинамике и стэлсовости.
Если и теперь не дошло , смотри рекламную мультяшку Нортроп-Груммана :
И положение зоны обзора EO-DAS можно менять не только интуитивным поворотом головы , но и стандартным кнюпелем , с выводом изображения не в шлем , а на стандартный МФД.
Это вполне обычный режим - нет необходимости выворачивать шею чтобы "посмотреть" например на "6 часов ниже" , нет и необходимости постоянно таращиться на картинку перед носом.
Поговаривают (думаю небезосновательно) что предусматривают и возможность быстрого переключения (голосовой командой или органами управления) на обзор нужного сектора , в т.ч. и в автоматическом режиме при обнаружения угрозы в нем.
Думаю что нечто подобное обязательно сделают , затем и парятьс со сферическим обзором.
Ага. Еще можно его защитной шторкой закрыть.Ну вот не до пёрли япошки и сделали такую дурость, и причем сам сенсор ещё и задом наперёд развёрнут когда не используется....
Американцы предпочли использовать высокопрчное сапфировое стекло -
и девайс более готов к применению и движущихся частей в конструкции меньше и ЭПР не растет.
У нас кстати НИИПП (разработчик ОЛС для МиГ-35) так же применили высокопрочное сапфировое стекло - на старых ОЛСах намучались с замутнением стекла и решили не экономить.
На ПАКФА наверняка так же постараються избежать выступающих обтекателей ОЛС характерных для самолетов 4го поколения (хоть с 20ю "+") - именно что пример будут брать с тех кто смыслит в снижении заметности.
Пока что в данной конкретной области - именно так.им о гигантах мысли самой развитой нации в истории человечества которые революционно разместили сенсор снизу только мечтать и "догонят" да "догонять".
Конкретно японцы если когото сильно захотят в чем то догнать - догонят.
Вопрос в том что многое им самим делать неоправданно сложно , долго и дорого , а кое-что собственная конституция не позволяет.
Для многого же потребуются многие годы "догоняния" , без гарантии успеха , не говоря уж про целесообразность сего.
Потому и такой большой процент иностранного (американского г.о.) вооружения в Силах Самообороны.
Совершенно верно - туда же.Они также со своей композитной неведимкой ATD-X туда-же.
Только ATD-X - это не не более чем Advanced Technology Demonstrator с сильно неясным будущим.
Сменит ли этот проект обозначение на F-3 и станет ли называться не "эдвенсед технолоджи демонстратор" а "шиншин сентоки" мы увидим если доживем.
Пока что основная его функция - давление на США с целью все таки разрешить поставки F-22 или (что гораздо более вероятно всвязи со свертыванием производства Рапторов) F-35 "самурай эдишн".
На последний кстати могут и лицензию дать (если ты так и не понял - JSF - международный проект) - японцам после ВМВ не привыкать по лицензии истребители клепать - начиная с Сейбра.
Другие функции : изучение некоторых новых концептов и оценка возможности/целесообразности развертывания собсвенной программы создания истребителя 5го поколения.
Пока что есть полноразмерные макеты и уменьшеная в масштабе 1:5 летающая модель.
А поскольку даже столь развитая страна как Япония едва ли на сегодняшний день способна полностью самостоятельно создать истребитель пятого поколения а Локхид-Мартину конкуренты не нужны - см. выше.
Вобщем то собственный истребитель 5го поколения много кто желает поиметь. Не у всех только возможности соответствуют желаниям.
Пока что к США похоже ближе всех Россия с ПАКФА. Что там получиться у китайцев , японцев , корейцев и прочих индусов - увидим через N лет.
Он продвинутый и передовой. Соответственно дорогой и сложный.А шлем "девайс" просто "чудесный".
И многие его элементы уже сейчас применяют на состоящих на вооружении самолетах.
Концепция "кабина в шлеме" - это не дурацкая прихоть , а вполне осознанная тенденция , к которой пришли далеко не только американцы.
Все смешалось у тебя в голове...Изначально была попытка использования технологии "глаз на цель", принцип который широко использован (а главное запотентован) компанией Canon в фотоаппаратх.
О майн готт... Да ты вообще похоже ни черта не понимаешь о чем речь...На зрачёк глаза проецируетса 4-5 ИК лучей из микро диодов, отражение принимается датчиками и по сдвижению отражённого пучка вычесляется градусное положения зрачка.
Зрачки блин...
О "поколениях" тут говорить неуместно.У первого поколения в фотоаппаратх система позволяла определиние 5-ти горизонтальных сегментов, и использовалась для контроля системы авто фокуса. Система 3-го поколения позволяла разбивание секторов как вертикально так и горизонтально, и на сколько я помню на 14+ сегментов.
Контроль положение зрачка в современных коммерческих видео/фото камерах и прочих биноклях служит для подстройки фокуса под зрение конкретного человека + для его автоматической коррекции при изменении положения глаза относительно окуляра + автоматической стабилизации изображения + в последнее время фичи с опознаванием пользователя по глазу с внесением этих данных в метафайл сьемки.
Ага. Даешь косоглазие каждому пилоту !....пилот способен контролирать указателем именно глазами...
Ну да , тройное моргание , четверное моргание... Два коротких четыре длинных моргания....и выбирать/подтверждать команды МОРГАЯ веками в изначально настроенной сиквенции (двойное моргание и т.д.).
Ты напрочь , совсем , не понимаешь о чем речь и что же делает летчик в том самом БВБ.Таким образом при вбв пилот способен глазами наводит указатель на цель и моментально приказываеть её захват/обстрел.
Это заметно.О технологии Японской видео проекции я не знаю....
А почему не нейропсихопатическое голографическое проецирование прямо в мосх ?инфо мало но что 3-ех мерная/цветная подчи уверен.
Инфо же мало - включи фантазию !
Сия фича довольно давно уже внедрена. В СПО и СПП.Также были намёки что система интегророванна с 3-ех мерной подачей звуко сигналов.
Тебе просто "намекнуть" забыли.
Сам шлем только отображает соответствующую информацию.Последнея версия шлема JHMCS (Боинга) использует принцип "крути головой"....
Перемещение головы - это просто смена поля обзора ОЭППС только и всего.
+ функции целеуазания современным ракетам типа AIM-9X и прочих Питонов-5.
Никаких "отслеживания зрачков" там нахрен не нужно , равно как и вперивания этих самых зрачков точно в цель с последующими кодовыми морганиями...
Шо б ты еще понимал в датчиках....и основана на МАГНИТНЫХ датчиках понатыканных внутри кабины....
А если сделать "3х канальную четырехцветку" будет круче ?и проекция даных одноканальная одноцветка.
А ты бы помог... Своими бесценными советами.Для F-35 шлем НЕ ДОДЕЛАН до сих пор...
Глядишь к следующему уик-енду сделают и Ф-35 и его шлём...![]()
Еще один фанат цветного телевидения... Ты много цветных тепловизоров видел в магазинах рядом "с фотиками Canon ?"Система проекции вроде стерео но тоже одноцветка
В известной мере предстваляет.и из себя представляет копию ИЛС но на шлеме.
И снова все смешалось у тебя в голове... Утомил уже.Т.е. для F-35 шлем разрабатывается корпой впк Израиля - VSI калифорнийская подставка.
"Указательные системы"(тм) это очевидно чтото крайне необходимое для "пассивных прицелов" (тм) ?Вот в Японские указательные системы - верю....
Как можно "проверить принцип" не зная его ?, т.к. принцип фукнционированния можно лично проверить при входе в фото магазин и пробуя фотик Canon.
Ну не соизволили тебе доложить "тех данные" , бывает.В "магнитные" афёры сборищя корпов которые распиливают гос. бюджет и в рекламных брошюрках которых кроме как картинок нет НИКАКИХ тех. данных....
А "дохтура-профы" с австралианайрпауэра ничего по этому поводу не отожгли ?
Ни логики ни разума в твоей вере/невере нет.- не верю чисто ЛОГИЧЕСКИ.
Крайний раз редактировалось SkyDron; 19.12.2009 в 15:26.
Nach Afrika kommt Santa Claus
und vor Paris steht Micky Maus...
Они везде учитывались бы, не понимаю суть возражения. Избытка обзора поверх носа у палубного истребителя нет.
Нет AN/AWG-10 на F-4J в 1968. Это если, повторю, опытные системы управлением оружием не припоминать...AWG-9 стала фактически первой серийной РЛС истребителя способной по настоящему ээфективно работать по НЛЦ.
SkyDron, я вас очень прошу писать без переносов. Делайте абзацы. А то получается, на два ответа - три страницы.
ПРОЩЕ, короче и конкретней.
Для ведения блжнего боя - ДА.А ведь действительно, в верхней полусфере пассивный прицел есть/нужен?
Для работе по земле - НЕТ.
Земля и назмные цели - снизу.
На перехвадчики которые расчитаны для ведения ближнего боя IRST стават СВЕРХУ.
В 1997 году также была попытка оснастить и Ф-16, корпой Локхид Мартин, которая потом и оснащала японские ф-15j.
http://www.flightglobal.com/articles...f-16-irst.html
И все дела.
А если так взглянуть на длинну "портянок" по поводу "чуда всякохо америханскохо", то как будто кому-то корпа Нортропп Груманн оклад платит чтобы Ф-35 в зад расцеловывать.
п.с. Так между прочим, тем кто по английски не калякает, система AN/AQQ-37 (DAS) ОПОЗНАЁТ ИК источники для ОПОВЕЩЕНИЯ пилота о других ЛА и особенно о пусках ракет. По англиХски статрое скращение "ILD". Поиск/слежение есть, а сопровождения/захвата- НЕТ.
Про фото Canon SLR - СТЫДОБА. Смотрите на картинки;
http://www.usa.canon.com/consumer/co...id=111&id=2649
А теперь модели продоваемые в Росии, пробелы заметны?
http://www.canon.ru/products/about.asp?id=2167
Сектор фокуса выбирается ЗРАЧКОМ (указатель)
Я блин лично на таком аппарате работал, ёпрст.
Ну теперь ждём ещё один "доклад", и в двух томах как минимум это точно.
Честь имею, а "перцам" торжественное ура
![]()
Как выяснилось, у Дамоклиса "башка" НЕстабилизирована, поэтому предложение французов УОМЗу поработать вместе в варианте Дамоклиса было оценено уомзовцами как попытку впарить устаревшие технологии. Уомзовцы отказались. Новое французы естественно не предлагают.
Кстати многие продвинутые матрицы ИК и видимого диапазона разработаны японскими компаниями - Мицубиси, Шарп и Сони. Причём разработаны они филиалами этих компаний, которые находятся в США. И вывоз этой техники за пределы США запрещён. Даже в Японию. Правда если вспомнить, что большинство работников этих филиалов имеют совсем не узкие глаза...И японцы - не исключение , при том что во многих других областях они сами в лидерах.
Посему в области военной техники они разрабатывают и принимают на вооружение только то что реально могут делать сами.
А что по каким то причинам не могут - покупают/производят по лицензии.
Сапфировое стекло - стандартный элемент для обычного КОЛС при модернизации семейства Миг-29У нас кстати НИИПП (разработчик ОЛС для МиГ-35) так же применили высокопрочное сапфировое стекло - на старых ОЛСах намучались с замутнением стекла и решили не экономить.
Сингапур заявил о желании иметь 100 шт. Ф-22. Точнее, скорее всего это амеры сами им предложили, видя толщину сингапурского кошелька - "Вам типа надо". А так как хранить самолёты будет всё равно негде (остров слишком маленький) - они будут базироваться на Тайване и в Австралии. Т.е. летать туда, куда укажут из звёздно-полосатой страны.Вобщем то собственный истребитель 5го поколения много кто желает поиметь. Не у всех только возможности соответствуют желаниям.
За чужие деньги и чужими руками... Почему бы не иметь такую армию?
Для интересующихся по поводу трёх мерной проекции. Где то в 05-07 одним из моих клиентом была корпа PROVISION, работали они над трёх мерной системой проекции для комерческих потребителей. Первым рывком у них пошли системы проекции трёх мерной рекламы для установки в гипермаркетах и тругих публичных местах. Угол просмотра был специально учень узким, но качество высокое. Корпа не простая, имеет корни. А японцы со своими технологиями ну очень секретны, и корп разведка/конт разведка у них помощней чем гос. структуры неких государств.
С PROVISION контака не имел с 07 года, как у них сейчас дела не знаю, но ещё тогда у них имелось желание сконтоваться с компашкой (не помню какой) которая разработала узко градустное излучения звука. Правда ещё тогда у меня было подозрение что херня всё это, принимая во внимание их маштаб они бабла на административку вбухивали ну уж очень много, поэтому там тоже шилом (shill) попахивает.
http://www.provision.tv/