Со второй половины 1950-х гг. по конец 1990-х гг. на флотах стали регулярно производиться военно-транспортные учения с привлечением частей Сухопутных войск и транспортных судов гражданских владельцев. На мероприятия для обучения личного состава перевозимых войск и экипажей судов привлекались офицеры линейных органов ВОСО на морском и речном транспорте. Отрабатывались вопросы погрузки и выгрузки войск как на причалах, так и во внепортовых условиях, десантирования войск, в т. ч. непосредственно на воду с появившихся в составе морских пароходств судов типа ро-ро.
Суда получали новые боевые специальности. Так, по результатам войны на Фольклендах, Главному штабу ВМФ было поручено проработать варианты переоборудования советских транспортов для перевозки самолетов с вертикальными взлетом и посадкой (СВВП) Як-38 и Як-41, в задачи которых входило прикрытие корабельных группировок в море. В качестве самолетов радиолокационного дозора и управления воздушным боем предполагалось использовать Як-41, а Як-38 в основном применять для действий по берегу. Заманчивые перспективы открывала теоретическая возможность эксплуатации Як-38 с гражданских судов новых конструктивных типов – контейнеровозов и накатных (типа ро-ро).
С целью проверки практической осуществимости этой идеи в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на специально подготовленное на Черноморском бассейне гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нетто» (типа ро-ро, капитан теплохода А. Латышев). Первым посадку на палубу вблизи крымских берегов совершил 14 сентября 1983 г. старший летчик-инспектор полковник Ю. Козлов. Затем – полковник Г. Ковалев, подполковники В. Кучуев и В. Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полетов. На борту судна находились командующий авиацией ВМФ генерал Г. Кузнецов и начальник отдела подготовки средств водного транспорта ГШ ВМФ капитан 1 ранга В. Сень. Выполнялись также полеты вертолетов морской авиации.
Государственные испытания новых спецпроектов – 18 полетов – проводились с контейнеровоза «Николай Черкасов» на Як-38 пилотами В. Васенковым и А. Яковенко.
Выполнялись перевозки значительных контингентов войск на учения. Например, в 1982 г. для перевозок войск на учения «Щит-82», проводимых на территории Народной Республики Болгарии, была успешно задействована железнодорожная паромная переправа Ильичевск – Варна.
В Советском Дунайском пароходстве проводились военно-транспортные учения с десантированием подразделений морской пехоты на плавающей технике с лихтеровозов докового типа, с затапливаемой грузовой камерой.
На ряде учебных погрузок в качестве десантных высадочных средств испытывались универсальные баржи-площадки, счаленные с буксирами-толкачами и оборудованные колейными аппарелями (Балтийский флот).
Подобные учения проводились практически на всех морских бассейнах с одновременным привлечением 2–3 судов, периодичностью до двух раз в год.