Военное дело, как и любое дело, не есть что-то застывшее. Вы думаете, что как дали в 41-м или 42-м указание патрулировать по 40 минут на определённых скоростях, так оно и до конца войны также оставалось? Нет. Попробовали, поняли, что так не получится, что отдают таким образом преимущество в скорости врагу и под давление лётчиков и практики отказались. Но сначала пришлось доказать, что это решение неправильное. Да и не слышал я что такие требования были на всех фронтах. Смены так же прилетали не только тогда, когда им предписали за день до вылета, но и по сложившейся боевой и метео обстановке - радио и телефон никто не отменял. На начальном этапе, радио было не у всех на борту и проблемы могли быть, но так или иначе проблему сняли. И не только у Покрышкина с этой фигнёй было покончено.
Но в любом случае, надо понимать, что если офицер воююет честно, то он не думает про штрафбаты и прочую муть - ему просто некогда. Попасть или туда, или в ГУЛАГ, конечно, можно было - например, если ты прикрывал Ил-2 и в результате головотяпства (например, отвлёкся на ненужный воздушный бой) потерял этот Ил-2. Или если ты написал письмо т. Сталину, критикуя его за то, что тот не стал завоёвывать всю Европу.