Хотел написать своими словами или дать выдержку их тех описания ВР-10, (ВАР-30, ВР-75), но потом вспомнил про викепедию - там всё праильно написано. Цитирую:
Вариометр замеряет разность давлений воздуха в атмосфере и внутри корпуса прибора, сообщающегося с атмосферой капилляром. Эта разность давлений возникает при изменении высоты полёта и исчезает, когда летательный аппарат летит на постоянной высоте. Предназначен для измерения и индикации вертикальной воздушной скорости ВС при снижении или наборе высоты. Принцип действия основан на измерении скорости изменения статического давления при изменении высоты полета. В состав конструкции входит блок манометрической коробки, стрелка, капилляр, трубопровод, шкала. В качестве чувствительного элемента используется манометрическая коробка. Внутренняя полость герметичного корпуса прибора сообщается непосредственно с магистралью статического давления через капилляр. Капилляр –стеклянная трубка с отверстием малого сечения. Если самолет летит горизонтально, то статическое атмосферное давление внутри манометрической коробки и давление внутри корпуса будут одинаковы и стрелка прибора показывает нулевую вертикальную скорость. При изменении высоты полета изменяется статическое давление. Внутри манометрической коробки это давление устанавливается практически мгновенно, а вкорпусе прибора вследствие сопротивления капилляра давление изменяется медленнее чем внутри манометрической коробки. Чем больше вертикальная скорость полета, тем больше разность давлений. Под действием разности давлений манометрическая коробка деформируется. Деформация коробки через передаточный механизм передается на стрелку, которая отклоняется от среднего положения вверх при наборе высоты, вниз-при снижении.
Gigabyte GA-780T-D3L/FX-4100, 3.8GHz/DDR3-1600, 4Gb/HD6870 1Gb DDR5/Win 7 Ultimate SP1 64 bit