
Сообщение от
shikhov
Списание по износу - преинтереснейший момент. У Алексеева в статсборнике по ВВС ЕМНИП есть цифры по остальным годам.
Как мне представляется цифры просто вопиющие и, скажем, по цельнометаллическим машинам 1944 г. выпуска, просто не поддающиеся нормальному объяснению. Обычно, под износом понимается определенный часовой налет планера и когда этот налет приближается к ресурсному, машину списывают. Но свежие машины этого года выпуска не могли набрать и 10% такого налета. А импортные цельнометаллические Спитфайры IX и Бостоны являлись практически вечными.
Объяснение вижу в том, что множество машин в результате аварий, полученных и устраненных боевых повреждений становились непригодными к боевой эксплуатации, хотя могли считаться летными и исправными. У других могли обнаруживаться необратимые повреждения силовых конструкций планера (не сразу после вылета, а при тщательной плановой проверке), которые ремонтировать не имело смысла. Все эти машины можно было бы передать в учебные заведения, в том числе и в качестве не летных пособий (у союзников было соответствующая категория потерь), но если такой потребности не было, а требовались з/ч, можно предполагать, что такие самолеты списывались.
По деревянным самолетам, помимо этой же причины, разумеется, имел место изначально очень низкий эксплуатационный ресурс. В сложных метеоусловиях дерево с фанерой долго не живет, самолет - не деревянный сруб. Рано или поздно влага попадет и конструкцию поведет.
После войны помнится практически всю нашу деревянную авиацию быстро списали. Немцы также намучались с чуть-чуть деревянным мессершмиттом. В конечном итоге выяснили, что если мессер хорошенько поливать из брандспойта или подержать под дождем, в полете что-нибудь от его деревянной ж.. обязательно отвалится.
Хотелось бы дополнительно отметить, что величина списания по износу у немцев была что-то около 10% потерь (цифр под рукой нет, но кажется что-то несколько больше 10 тыс.).
В общем, считаю, что в цифрах списанных по износу самолетов ВВС РККА сидит очень значительное число, по сути, боевых и эксплуатационных потерь, причем совершенно нереально определить какова эта доля.