Выходит - или приказ, или сговор.
Выходит - или приказ, или сговор.
Да - история очень тёмная и мутная. Официальная версия обычно подавалась в следующем виде:
- все самолёты были уничтожены немцами после чего пилотам и техникам просто ничего не оставалось делать как сесть по машинам и уехать,
- в некоторых источниках вообще замалчивалось это дело,
- Щеглов в 1980-м году в угоду цензуре и ещё по каким-то личным причинам (надо бы написать ему на радиовещание в Тулу и поинтересоваться - давно уже собираюсь) в своей книге написал так (стр.28): "В тот день полк потрудился на славу: было сбито 15 (германских - В.Б.) СЛ.
"Как пойдут дела дальше"?! - подумал Долгушин.
Глава "РАССТАВАНИЕ С ДРУГОМ".
А дела пошли так: в сумерки, когда закончились боевые вылеты и затих грохот (катившийся со всех сторон), из дивизии пришёл (в Черлёну или в Лесище - на аэродром на котором базировались СЛ 122-го и 127-го ИАПа - В.Б.) приказ перелететь в Лиду, а ещё через несколько дней пришлось расстаться с дорогими, милыми сердцу "Ишачками" - передать их лётчикам соседних полков (немецких- В.Б.) и срочно выехать в подмосковье переучиваться на новую боевую технику".
На самом же деле:
- настоящие патриоты своего дела - Макаров, Боровых и ещё двое пилотов из 122-го ИАПа на четырёх самолётах (причём как минимум трое из них на самолётах не своих - на тех что они нашли целыми оставшимися после штурмовки) решили спасти эти самолёты и перегнали их в тыл.
- остальные же после штурмовки позаскакивали в автомашины и подались в тыл.
После этого по оставшимся семьям на аэродроме открыли огонь со своих чердаков повидимому местное польское население г. Лиды (к примеру из здания военторга - с чердака кажется). Это был в наших краях явный признак отступления войск РККА из данного н/п и приближения немцев.
Возможные варианты:
- эвакуация личного состава по приказу сверху (из Минска?!),
- ---------//----------------- в результате паники после налёта
- ---------//----------------- по личной инициативе командиров 122-го -и 127-го ИАПов.
Как и что там было на самом деле история умалчивает.
Неплохо было бы розыскать потомков л/с этих полков и членов комиссии прилетавших к ним на проверку и поинтересоваться не рассказывали ли они им как всё было на самом деле - как они войну встретили.
В роду Карловых осталась самая старшая в их роду внучка механика Долгушина Тимофея Карлова. Дед умер когда ей было всего 8 лет и она по этому поводу сказать ничего не может.
В академии ВВС им. Жуковского работает старшим преподавателем сын начальника той инспекции - может ему отет что-то рассказывал.
В Москве проживают сын и внук л-та 127-го ИАПа Жуковского.
У меня есть их телефоны но на одном постоянно факс включен а второй не отвечает ни летом ни зимой.
Попытаюсь ещё потрясти Дмитрия Гаврилина - он когда-то участвовал в встречах ветеранов 127-го ИАПа на Гродненщине и в его архиве есть материалы не вошедшие в книги Макеевой (в создадании которых он участвовал в том числе в качестве редактора и соавтора).
Ещё немешало бы розыскать потомков Волкова и Уханёва.
Интересно было бы розыскать потомков расстрелянного за трусость капитана Шагова (зам. капитана Орлова - командира 1-й эскадрильи).
В книгах Семёнова и Щеглова написано, что кто-то из героев их книг после войны работал во Львове авиадиспетчером и ещё в каком-то городе после войны. Интересно было бы попытаться розыскать если не их самих то хотябы их потомков и показать им имеющиеся на настоящий день материалы в том числе и рассказы Долгушина.