???
Математика на уровне МГУ

Страница 2 из 4 ПерваяПервая 1234 КрайняяКрайняя
Показано с 26 по 50 из 94

Тема: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

  1. #26

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от Pashkovsky Посмотреть сообщение
    Интересует момент - у кого из немцев были в тот момент "мессеры" с подвесными пушками?
    Владимир, в вашей логике есть очень большая дыра. Вы ищете мессы с подвесами на основании воспоминаний ветерана, который пишет что "промелькнули и...".
    Хорошо если он действительно увидел подвесы у этих мессов и всё помнит точно. Но... как показывают и архивные документы и откровенные воспоминания ветеранов всех сторон - сплошь и рядом путали не только модификаци но и типы самолётов. Месса с фокой спутать запросто так же как ила и Яка, а не то что углядеть в "промелькнувшем" мессе гондолу пушки....
    Так что искать мессы с подвесами в этом районе можно, но результат к сожалению будет шит белыми нитками

  2. #27
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Доброго времени суток.
    Цитата Сообщение от Maks(DMV)
    Владимир, в вашей логике есть очень большая дыра. Вы ищете мессы с подвесами на основании воспоминаний ветерана, который пишет что "промелькнули и...".
    Хорошо если он действительно увидел подвесы у этих мессов и всё помнит точно. Но... как показывают и архивные документы и откровенные воспоминания ветеранов всех сторон - сплошь и рядом путали не только модификаци но и типы самолётов. Месса с фокой спутать запросто так же как ила и Яка, а не то что углядеть в "промелькнувшем" мессе гондолу пушки....
    Так что искать мессы с подвесами в этом районе можно, но результат к сожалению будет шит белыми нитками
    Уважаемый Maks(DMV)! Никогда не делайте скороспелых выводов на основе единственной фразы малознакомого Вам человека. С моей логикой всё нормально. А эту конкретную цитату из книги Фёдорова я привёл только для иллюстрации КОНКРЕТНОЙ же даты - 20-го апреля 1943 года, когда состоялся ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ вылет 812-го полка. Цитировать все упоминания про "мессера" с "подвесками" из этой книги мне необходимости нет. Почему я использовал эту книгу - не суть!.. Вам же советую прочитать "В небе оставили след" Ивана Васильевича Фёдорова, а после - серию статей Антипова и Уткина под общим названием "Драконы с птичьим крылом", посвящённых боевому пути 812-го ИАП. И вот когда Вы сравните "художественное произведение" с исследовательской работой товарищей Антипова и Уткина - вот тогда уже можете рассуждать о "белых нитках"... Дело всё в том, что в главе "Обеспечивая наступление на Кубани"("Драконы с птичьим крылом") есть информация про принудительную посадку 28-го мая 1943 года Bf 109G-4/R6(серийный №14997) из 7./JG52, которого "призвал к порядку" капитан Тарасов П. Т. из 812-го ИАП. Опущу подробности этого случая, а останавлюсь на главном: данный самолёт(Bf 109G4/R6) принадлежал ранее Эриху Хартману и 25-го мая 1943 года Хартман совершил аварийную посадку на этой машине. Самолёт был отремонтирован и в первом же вылете (апосля ремонта!..) был захвачен нашими. В статье есть фотография Хартмана у этого самолёта, где ОТЧЁТЛИВО видны подкрыльевые пушки! К сожалению, все фото уже захваченного "мессера" сделаны так, что наличие или отсутствие крыльевых пушек не установить... Из различных источников у меня есть информация, что немцы использовали на Кубани Bf 109 с подвесными 20-мм пушками. Но данные хаотичные и весьма неполные, увы... Мне нужно знать точнее. Повторю свой вопрос: какие конкретные части Люфтваффе (в период боевых действий на Кубани!..) имели на вооружении "мессеры" с подвесными пушками?

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковски.

  3. #28
    немужик
    Регистрация
    21.07.2004
    Адрес
    Столица
    Сообщений
    2,330

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Подвесы - это ведь не заводская модификация, это полевой комплект. Могут поставить могут снять. Как тут выяснишь:confused:
    =HD=Golem

  4. #29

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от Pashkovsky Посмотреть сообщение
    Доброго времени суток.
    Citoyen-ы, поскольку тему начал я , таки позвольте прервать вашу беседу по поводу "огребания Люфтваффе" в начале Сталинградской эпопеи...

    Преамбула: в описании боя (от 20-го апреля 1943 года в районе Мысхако...), что давал Иван Васильевич Федоров (лётчик 812-го ИАП) в своей книге "В небе оставили след", есть такой момент:
    "...И вдруг сзади... Несколько Me-109 с подвесными пушками мелькнули черными тенями и исчезли в той стороне, где сверкало ослепительное солнце. Атаковали или нет? Ничего не успел заметить... Понял, что стреляли, лишь когда увидел загоревшийся самолет Ивана Мартыненко, ведомого командира нашего звена.
    Внезапно справа, чуть выше, боковым зрением замечаю всплеск огня. Поворачиваю голову — обломки взорвавшегося «яка» словно в фантастически страшном сне, разлетевшись в разные стороны, дугообразно падают к земле. Совсем недалеко от меня, как-то замедленно кувыркаясь, падает хвостовое оперение с красной звездой. Кто летчик? Что с ним? Но нет больше ни одной секунды на осмотр пространства — ведущий накренил самолет, и я, сцепив зубы, жму сектор газа так, что немеет рука...
    "

    Согласно данным, что есть на страничке Вуда: http://www.lesbutler.ip3.co.uk/tony/tonywood.htm
    (за ссылку - большое спасибо Егорову Н. Б.) 20-го апреля 1943 года заявили сбитые "Яки" следующие гансы: 6./JG3, 3./JG52, 5./JG52 и 6./JG52.
    Интересует момент - у кого из немцев были в тот момент "мессеры" с подвесными пушками? У II./JG3(откудова 6./JG3) на вооружении были Bf 109G-2(в апреле они получали ещё и Bf 109G-4...) и у I./JG52(откудова 3./JG52) тоже были Bf 109G-2, а у II./JG52(откудова 5./JG52 и 6./JG52) были Bf 109G-2 и Bf 109G-4. Так кто из этих немцев пользовал "подвески"? И вообще - какие немецкие группы на Кубани использовали "мессера" с подвесными пушками? Буду очень признателен за любую помощь.

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.

    По поводу подвесных пушек. Никакие из вышеперечисленных модификаций не снабжались подвесками а заводах. Но была возможность их привесить в полевых условиях. Это активно делалось под Сталинградом, к примеру.
    Обычно истребители снабжались такими пушками, когда от наземников приходили жалобы на возросшую активность штурмовиков.
    Так могло быть и в двадцатых цислах апреля 1943 года, когда помимо переброски 3 ИАК в состав 4 ВА был направлен и 2 САК, штурмовики которого начали активно появляться над немцами уже 20 апреля.
    Du doch nicht!

  5. #30

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от panzer_papa Посмотреть сообщение
    Им пришлось и прикрывать заводской район от налета, и отражать танковую атаку. Хотя и ценой жизни, но и то и другое они сделали.
    Если вы мне скажете в какой день это было, я вам подскажу как именно люфтваффе огребли в данный конкретный день...
    Du doch nicht!

  6. #31

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Ну хорошо Владимир возможно я Вас не совсем до конца понял
    Я в курсе что мессы с подвесами там были, я хотел сказать что совсем не факт что в конкретном эпизоде Фёдоров видел именно мессы с подвесами. Да и подвесы на то они и "подвесы", как товарищи отмечают.
    А "Драконов..." мы вдоль и поперёк - не сумлевайтесь (эх, ещё бы книжечку такую что на аглицком у них...)
    Впрочем я скатываюсь в неинформативный флуд - сорри и удачи

  7. #32
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ПРО "ПОДВЕСКИ"

    И обратно доброго времени суток.

    Цитата Сообщение от Unmen
    Подвесы - это ведь не заводская модификация, это полевой комплект. Могут поставить могут снять. Как тут выяснишь?
    Да, я в курсе, что "подвески" есть полевой комплект. НО! Дело в том, товарищ Unmen, что война - это ещё и "экономика"! Поясню: ежели на энное число самолётов в подразделении "прилипло" ещё по две пушки, то на них нужны ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ боеприпасы, бо расход снарядов из ТРЁХ "дудок" завсегда больше, нежели из одной! А из этого следует, что когда в какой-то конкретной части начинали пользовать "подвески", то ихние снабженцы-вооруженцы должны были заказывать большее количество 20-мм боеприпасов! Плюс к тому - сами подвесные пушки есть ОТДЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ! А это значит, что таковые "агрегаты" тоже не "валялись" просто так на складе отдельной части Люфтваффе. В армиях любых стран обыкновенно всё регламентируется - кому и чого положено по штату. Вот так и можно выяснить "Кто?.. Где?.. Когда? И почём?..". Только знать бы - какие докУменты искать!..

    Цитата Сообщение от Егоров Н.Б.
    По поводу подвесных пушек. Никакие из вышеперечисленных модификаций не снабжались подвесками на заводах. Но была возможность их привесить в полевых условиях.
    Про это: "...не снабжались подвесками на заводах..." - я в курсе. Только не всё так просто! Вот например в одной книжке про "мессер" (из серии "Война в воздухе") говорится, что: "...Например, две пушки MG 151/20 можно было установить под крыльями или снять только на заводе или специализированной мастерской. Пушечные гондолы приклепывали к обшивке и несущим элементам крыла..."(с) Но там же есть и другое: "...Если в первой половине 1942 года установка двух пушек в крыльях Me 109G-2 требовала серьезной переделки крыльев и относилась к категории Rustzustand, то такая же модификация Me 109G-6 в конце 1943 года проходила заметно проще и уже относилась к Ruestsatz. Это объяснялось тем, что в фюзеляже и крыльях самолета в качестве стандартного элемента были установлены узлы для крепления дополнительного оборудования, чего прежде не было..."(c) Блин, как всё сложно у этих гансов!..
    Цитата Сообщение от Егоров Н.Б.
    Это активно делалось под Сталинградом, к примеру. Обычно истребители снабжались такими пушками, когда от наземников приходили жалобы на возросшую активность штурмовиков. Так могло быть и в двадцатых числах апреля 1943 года, когда помимо переброски 3 ИАК в состав 4 ВА был направлен и 2 САК, штурмовики которого начали активно появляться над немцами уже 20 апреля.
    То есть Вы советуете "копнуть" в сторону тех частей, что заявляли больше всего атак на штурмовики? Интерестное направление! Спасибо за идею! Надобно будет изучить документы, что я у Вуда "одолжил"! Конечно же, таковой метод поиска не является 100-процентно точным и достоверным, но уже что-то!.. Возможно, что "мессеры" с подвесными пушками использовались и супротив бомбардировщиков...
    Цитата Сообщение от Maks(DMV)
    Ну хорошо Владимир возможно я Вас не совсем до конца понял
    Ага, именно так и есть.
    Цитата Сообщение от Maks(DMV)
    Я в курсе что мессы с подвесами там были...
    Да вот и я "в курсе"! Только весь мой "курс" оченНо разрозненный и отрывочный - там проскакивала инфа, тут кто-то говорил... Хочу разобраться подробнее!
    Цитата Сообщение от Maks(DMV)
    ...я хотел сказать что совсем не факт что в конкретном эпизоде Фёдоров видел именно мессы с подвесами.
    Ну, тут всё просто. Я мыслю так - раз это был ПЕРВЫЙ бой Фёдорова, то зрительная память его не подвела! Такие яркие и трагические впечатления имеют обыкновение "записываться" в мозг отчётливо и навсегда. Косвенным доказательством наличия у "мессеров" подвесных пушек в том эпизоде служит сама цитата, а конкретно - вот этот момент: "...Внезапно справа, чуть выше, боковым зрением замечаю всплеск огня. Поворачиваю голову — обломки взорвавшегося «яка» словно в фантастически страшном сне, разлетевшись в разные стороны, дугообразно падают к земле. Совсем недалеко от меня, как-то замедленно кувыркаясь, падает хвостовое оперение с красной звездой. Кто летчик? Что с ним?.."(с) Просто так на куски разорвать "Як" может только оченНо мощный залп... Учитывая, что в дальнейшем Фёдоров летал на разведку (а это ведь не всякому лётчику дано - тут зрительная память очень важна!..), я верю, что в том бою он видел эти самые "подвески" у гансов.
    Цитата Сообщение от Maks(DMV)
    ...Да и подвесы на то они и "подвесы", как товарищи отмечают...
    Как я уже говорил выше - война есть ещё и "экономика". Подвесные пушки поставить на самолёт - это не раскладку снарядов в ленте поменять! Тут "регламент" требуется! Потому - ежели пушки стояли на самолёте, то это точно на весь день! Или вообще - до окончания выполнения этим самолётом конкретной задачи, для которой пушки вешали! Так что - должны иметь отражения в документах факты установки на самолёт дополнительного подвесного вооружения. Ведь если я ничого не путаю, то вот это - Bf 109G4/R6 и есть обозначение установки на "мессер" подвесного комплекта. Или я ошибаюсь? Вроде как "R6" - это две пушки MG 151/20 под крыльями...
    Цитата Сообщение от Maks(DMV)
    А "Драконов..." мы вдоль и поперёк - не сумлевайтесь (эх, ещё бы книжечку такую что на аглицком у них...)
    Впрочем я скатываюсь в неинформативный флуд - сорри и удачи
    Да я не сомневаюсь, что Вы прочитали труд Антипова и Уткина! Я сомневаюсь, что Вы прочитали "В небе оставили след" Фёдорова. Просто сравнивая эти два произведения понимаешь, что память у Ивана Васильевича Фёдорова была ЧТО НАДО!..

    Вот так, ежели коротенько, ответы на ответы!

    Но вопрос остаётся! Где можно посмотреть информацию более подробную и проверенную про использование немцами на Кубани подвесных комплектов с 20-мм пушками?!..

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.

  8. #33
    Маньяк Аватар для SkyFan
    Регистрация
    12.06.2003
    Адрес
    Киев - мать городов русских
    Возраст
    69
    Сообщений
    1,605
    Images
    20

    Подключусь и я

    Цитата Сообщение от Pashkovsky Посмотреть сообщение
    Но вопрос остаётся! Где можно посмотреть информацию более подробную и проверенную про использование немцами на Кубани подвесных комплектов с 20-мм пушками?!..
    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.
    Тезка, привет! Давненько ты на связь не выходил, а тут, гляжу, историческими изысканиями занялся. Дело нужное. Вот, с наскоку:

    Из воспоминаний ГСС Александра Трифимовича Тищенко, датированных 1966 годом, то есть, достаточно свежих.
    Тищенко А. Т. Ведомые «Дракона». — М.: Воениздат, 1966.
    http://militera.lib.ru/memo/russian/..._at/index.html
    Дату боя он не указывает, но вычислить по описаниям можно. И штафель по сходству эмблем можно попробовать. Сейчас не могу это сделать, поскольку пишу с работы, а Антипов и Уткин у меня дома.

    Итак, начало цитаты:
    «Восьмерку истребителей вел заместитель командира полка майор Николаенков. Боевой порядок группы был эшелонирован по высоте: выше нас с Луговым находилась пара Федорова, ниже — пары Машенкина и Николаенкова. Это позволяло хорошо просматривать воздушное пространство, осуществлять тесное взаимодействие и при необходимости оказывать друг другу помощь.
    Поддерживая связь по радио, мы ныряли между стайками кучевых облаков, посматривали по сторонам. В воздухе было спокойно. Станция наведения молчала. Но вдруг из-за лохматого облака выскочила пара «мессершмиттов». Фашисты заметили нас и заложили глубокий вираж. Мы с Луговым повторили их маневр, рассчитывая этим задержать врага, втянуть его в бой. Но фашисты и не думали уходить. На вираже самолеты настолько сблизились, что я увидел на фюзеляже ведущего «мессера» голубую стрелу, пронизывающую красный шар. А у ведомого на хвосте было изображено какое-то животное: не то козел, не то кенгуру. Фашисты любили разрисовывать свои самолеты всякой всячиной. Что греха таить, вначале нас немного нервировали эти рисунки, но потом мы перестали обращать на них внимание. Более тою, даже стали охотнее сбивать разрисованные самолеты.
    Несколько минут мы виражили, наблюдая друг за другом и выбирая удобный момент для атаки. Вот ведущий «мессер» уменьшил скорость и начал приближаться ко мне. Я разгадал его намерение зайти в хвост моего самолета и устремился вверх. Луговой же почему-то замешкался, и на него сразу же нацелился ведущий фашист. Энергично развернувшись, я бросил свой самолет в пике, чтобы оказать помощь Луговому. И в этот момент прямо перед собой увидел ведомого фашиста. Дистанция была небольшой, и я с ходу дал по «мессершмитту» длинную очередь. Он вспыхнул, летчик сбросил фонарь и выпрыгнул с парашютом.
    А тем временем ведущий вражеский истребитель догнал [32] Лугового и стал поливать его пушечными очередями. Наш летчик не маневрировал и не пытался от него оторваться. Я подумал, что он ранен и с трудом управляет истребителем. Имея преимущество в высоте, я свалил самолет на левое крыло и с полупереворота дал по фашисту очередь. Мимо! Потом нырнул «мессеру» под брюхо и выскочил у него перед самым носом. Маневр удался. Фашист перестал преследовать Лугового и бросился за мной вверх. А мне только это и нужно было.
    Видя, что «мессершмитт» догоняет меня, я перевел самолет в вираж. Возникла своеобразная обстановка. Мы ходили по кругу, постепенно уменьшая его диаметр. От перегрузки в глазах стояла красная пелена, самолет дрожал и готов был вот-вот свалиться в штопор. Я понимал, что такое напряжение долго не выдержать. Но что делать? Боеприпасы у меня кончились, а подставить спину фашисту и получить солидную очередь из подвесных пушек «мессершмитта» — удовольствие не из приятных. Лихорадочно ищу выхода из тяжелого положения. И вдруг в наушниках торопливый голос Ивана Федорова:
    — Держись, Саша! Вижу тебя.
    Теплой волной нахлынула радость. Ваня, друг, ну какой ты молодчина! Не знаю, крикнул я это или только подумал. Сил сразу прибавилось, и я потянул ручку управления на себя. Черт с ней, с перегрузкой, все равно теперь выдержу! Через несколько секунд слышу уже торжествующий голос Федорова:
    — Ага, не нравится, фриц. Сейчас еще прибавлю...
    Это Иван меня подбадривает, расстреливая с короткой дистанции увлекшегося каруселью фашиста. Вот выпущенная им длинная пушечная очередь впивается во вражеский самолет, и «мессершмитт», перевернувшись на спину, начинает беспорядочно падать. Туда ему и дорога! А наш путь — на аэродром, домой.
    На земле я, увидев Лугового совершенно невредимого, обрушился на него:
    — В чем дело? Кто же так воюет? Зачем подставил хвост врагу и не маневрировал?
    — Это я умышленно, — спокойно ответил Луговой. — Ведь боеприпасы у меня кончились. Чем еще я мог вам помочь? [33]
    — Умышленно? — удивился я. — Захотел, чтобы сбили? Даже риском это не назовешь.
    — Возможно, и так... Но если бы я маневрировал, то же самое делал бы и фашист. И тогда вам было бы труднее целиться.»
    Конец цитаты.
    Буду рыться дальше.
    С уважением.
    Красные крафты на взлете сбивая,
    Помни, "фашист", про Девятое Мая!

  9. #34
    XO=KAG=of Combat Training Аватар для Bersrk
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Volgograd
    Возраст
    42
    Сообщений
    485

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    По эмблемам: если речь идёт о 1941, то это могли быть III./JG 27.

    стрела, пронзающая яблоко - 7./JG 27
    Медведь на геральдическом щите (эмблема Берлина) - Stab III./JG 27.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7jg27000.gif 
Просмотров:	51 
Размер:	2.1 Кб 
ID:	70821  
    Изображения Изображения  
    -Товарищ комиссар патроны кончились, стрелять нечем.
    -Но ведь вы коммунист!
    ...пулемёт застрочил с новой силой.

  10. #35
    Cat The Slayer Аватар для Wotan
    Регистрация
    04.12.2004
    Адрес
    Shangri-La
    Сообщений
    7,371
    Images
    25

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от Bersrk Посмотреть сообщение
    По эмблемам: если речь идёт о 1941, то это могли быть III./JG 27.

    стрела, пронзающая яблоко - 7./JG 27
    Медведь на геральдическом щите (эмблема Берлина) - Stab III./JG 27.
    Берсерк всё таки это у тебя пёсик из III./JG.77
    А вот у II./JG.27 как раз и медведь
    С Уважением
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	II27.gif 
Просмотров:	44 
Размер:	2.1 Кб 
ID:	70823  

  11. #36
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Доброго времени суток.

    Для тЁзки aka SkyFan-а! Дядько Владими-и-ир!.. Спасибо за помощь, но не ищи у Фёдорова, Тищенко, Савицкого и Антипова/Уткина! Туточки я сам "копаю"! Подробнее - смотри к утру почту! Там и расскажу, чого "молчу"...

    Для товарищей Bersrk-а и Wotan-а - ПРО ЭМБЛЕМЫ: речь идёт о "Битве за Кубань", а это ужо 1943 год, апрель месяц - это я для Bersrk-а. Что до эмблемы, которую видел Тищенко - в статье Антипова/Уткина "Драконы с птичьим крылом"(глава "Обеспечивая наступление на Кубани") авторы предполагают такую версию: "...Надо отметить, что изображение красного сердца, пронзённого стрелой, которое, вероятно, и увидел Тищенко, было неофицальной эмблемой 9-го штаффеля 52-ой истребительной эскадры (9./JG52)..." Я думаю, что таковой вывод имеет право на жистЬ, бо этот самый штаффель был в боях на Кубани одним из участников, а рисунок сердца может показаться "шариком"...

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.

  12. #37
    XO=KAG=of Combat Training Аватар для Bersrk
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Volgograd
    Возраст
    42
    Сообщений
    485

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от Wotan Посмотреть сообщение
    Берсерк всё таки это у тебя пёсик из III./JG.77
    А вот у II./JG.27 как раз и медведь
    С Уважением
    Во блин - пасибо Когда аттачил - промахнулся Да, это пёсик из III./JG 77

    А например "кенгуру" - это могла быть на самом деле либо эмблема "волк" в прыжке I./JG 52, либо личная эмлема Эвальда из II./JG 52 - свинья
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	I0000005.jpg 
Просмотров:	50 
Размер:	11.2 Кб 
ID:	70840  
    Крайний раз редактировалось Bersrk; 17.03.2007 в 12:24.
    -Товарищ комиссар патроны кончились, стрелять нечем.
    -Но ведь вы коммунист!
    ...пулемёт застрочил с новой силой.

  13. #38

    Re: Подключусь и я

    Цитата Сообщение от SkyFan Посмотреть сообщение

    Из воспоминаний ГСС Александра Трифимовича Тищенко, датированных 1966 годом, то есть, достаточно свежих.
    Тищенко А. Т. Ведомые «Дракона». — М.: Воениздат, 1966.
    http://militera.lib.ru/memo/russian/..._at/index.html
    К воспоминанием Тищенко надо подходить критически, уж больно он преукрашиает события. Например он расказывает о бое в августе 1944 2х ЯК-7 его 812 ИАПа, против 16 ФВ-190 и утверждает что наши сбили 4 из них.
    Его однополчянин Федоров И.В. (упомянутый в этой теме)-учасник этого боя, дает другое описание и итоги - внезапной атакой удалось сбить только один ФВ-190, а потом их пару так зажали. что чудом ушли на изрешиченных машинах, на бреющем. Ведомому Федорова - Сухорукову на посадке приказывали выбросится с парашутом - так его "Як" был поврежден, он все таки сел - но самолет ремонту уже не подлежал.

  14. #39
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Для товарища S.D.BW-239

    Доброго времени суток.
    Цитата Сообщение от S.D.BW-239
    К воспоминанием Тищенко надо подходить критически, уж больно он преукрашиает события. Например он расказывает о бое в августе 1944 2х ЯК-7 его 812 ИАПа, против 16 ФВ-190 и утверждает что наши сбили 4 из них.
    Его однополчанин Федоров И.В. (упомянутый в этой теме)-участник этого боя, дает другое описание и итоги - внезапной атакой удалось сбить только один ФВ-190, а потом их пару так зажали, что чудом ушли на изрешеченных машинах, на бреющем. Ведомому Федорова - Сухорукову на посадке приказывали выбросится с парашутом - так его "Як" был поврежден, он всё-таки сел - но самолет ремонту уже не подлежал.
    Подходить КРИТИЧЕСКИ нужно не только к воспоминаниям! Если Вы говорите о бое от 17-го августа 1944 года, то вот так его описывает Фёдоров:

    "...На аэродроме появились крупные очаги пожаров — Тищенко уверенно делал свое дело. «Яки» пикировали, стреляли, снова пикировали. Зенитчики били непрестанно, вокруг разрывались снаряды, эфир заполнился командами. Иногда слышался голос «Дракона». Он всё видит, руководит боем. Появляются всё новые и новые немецкие истребители. В воздухе перекрещиваются огненные трассы, густо развешиваются клубы дыма. Кто-то опускается на парашюте... Наш! Но кто? По радио никто ничего не передавал.
    — Я — «Дракон»,— слышится ровный голос генерала Савицкого,— задача выполнена, уходим домой.
    Где он находился всё это время — трудно сказать. Но комкор всегда выбирает удобное для наблюдения место, в случае чего сам может броситься на истребители противника. И вообще, когда командир корпуса с нами, мы становимся опытнее, смелее, неуязвимее. Один его голос, абсолютно не знающий эмоций, успокаивает разгоряченных пилотов, заставляет действовать более продуманно, разумно, как учили на земле.
    Я прошу Анкудинова прикрыть отход ударной группы. А мы с Сухоруковым должны сфотографировать аэродром с высоты 3000 метров. Но работать сейчас невозможно — несколько пар «мессеров» и «фокке-вульфов» крутятся над аэродромом, ищут отставшие от строя или подбитые советские самолеты, чтобы хоть как-то реабилитировать себя после неудачного воздушного боя. Разворачиваемся в сторону Тильзита, с набором высоты уходим на запад. Решаем зайти на фотографирование со стороны, откуда нас не ждут. Высота 5000 метров. Разворачиваемся на 180 градусов и со снижением идем прямо на Немокшты. Разгоняем скорость до 650 километров в час. Если на нас и нападут, то мы сможем драться до полного израсходования горючего. Ну, а там... Об этом не хочется думать. Все внимание — на фотографирование. В чем сложность выполнения такого задания? Нужно пройти над объектом на одной высоте, без крена, не меняя курса и желательно скорости. Тогда снимки получатся качественные: будет выдержан масштаб изображения, заснятые объекты ориентированы относительно сторон света — ведь курс прохода нам известен. Все это очень важно. Если же во время съемки маневрировать, менять режим полета, такие снимки, кроме огорчения и возмущения, у штабистов ничего не вызовут. Но идти с одним курсом опасно: зенитчики быстро по тебе пристреляются. Даже неопытный новичок может попасть в такую мишень.
    Впереди — Немокшты. Высота — 2500 метров. При подходе к аэродрому включаю фотоаппарат. Иду строго по прямой. Надо выдержать всего тридцать секунд. Но что это за секунды! Любая может оказаться роко-вой. Жду разрывов. Вот и они. Высоту зенитчики угадали сразу. Опасно! Упреждения, правда, не определили. Скорость у нас очень большая, разрывы пока отстают. Но постепенно догоняют. Вот уже и впереди запрыгали огненные шары... Чувствую, как деревенеет всё тело в ожидании самого страшного. Впереди всё гуще и гуще рвутся снаряды, некоторые уже подкрадываются сбоку. Слышу, словно горохом, ударило по фюзеляжу. Осколки дистанционного снаряда. С напряжением смотрю на секундомер. Ещё восемь секунд! Никогда ещё время не тянулось так медленно... Каким-то образом успеваю оглянуться назад — где Николай? Не сбили его, как под Мелитополем Максимова? Но Сухоруков на месте, идёт чуть выше меня сзади, с глубоким креном. Значит, сбивает немцев с толку, маневрирует, насколько позволяет наш боевой порядок. Оставить строй он не может, рискует собой наравне с ведущим. Секундомер показывает, что осталось четыре секунды. И вдруг мой самолет вздрагивает так, что я ударяюсь о стекло фонаря выпуклым наушником шлемофона. Кажется, что движение прекратилось вообще. С тревогой двигаю ручкой управления, педалями — самолет управляем. В последний раз бросаю взгляд на часы. Всё! Можно маневрировать. Можно-то можно, но как поведёт себя машина? Куда попал снаряд? Быстро осматриваю плоскости. Так и есть. Левая плоскость почти вся оголилась, обшивки — как не бывало! Вижу лонжероны, нервюры, стрингеры... Одним словом, скелет крыла. Через него просматривается земля. Элерон поврежден незначительно. Пробую рули. Слушаются. Летим! Правда, тянет в одну сторону, накреняет, но это пустяки. Главное — дотянуть домой. Очень боялся пролетать линию фронта. Высоту набрать уже нельзя, маневр ограничен. Собьют еще у самого порога! Обидно будет. Но обошлось.
    — Как с горючим? — спрашиваю Сухорукова.
    У меня бензиномер уже 15 минут как стоит на нуле. Но его специально так настроили, чтобы был запас топлива минут на 15—20, если даже показания прибора — нуль. Летчики говорят, так спокойнее — всё ещё есть надежда. И действительно, на приборе — нуль, а я лечу себе, хоть бы хны. «На честном слове и на одном крыле», как пели в войну английские летчики. Вот уж точно!
    Сухоруков отвечает, что все нормально. Пытаюсь несколько увеличить высоту. Не получается. Ладно, дотянем и так. И вот перед нами — аэродром. Даже не верится. Садимся, естественно, с прямой, не до «коробочки». Николай прикрывает мою посадку, затем приземляется сам. Я еще не вылез из кабины, а к самолету уже подбежал начальник разведки полка. Быстро вынули из фотоаппарата кассету с пленкой, и он помчался в штаб. Правда, оглянулся на оголенное крыло «яка», покачал головой..."(с)[Фёдоров И. В. "В небе оставили след"]
    Как Вы можете заметить, нет вообще речи О БОЕ пары Фёдоров - Сухоруков с истребителями! Фёдоров рассказывает о фотографировании результатов штурмового удара по немецкому аэродрому!..

    Далее у Фёдорова идёт выдержка из оперсводки:

    "...Из оперативной сводки 812-го ИАП за 17.08.44 г.;
    «17.08.44 г. в 12.35 - 13.10 после доразведки полк 22 экипажами при контроле генерала Савицкого произвел штурмовой налёт на аэродром Немокшты. На аэродроме находилось до 30 самолетов ФВ-190. Бомбардировкой и штурмовкой уничтожено 6 ФВ-190 и 8 ФВ-190 повреждено... Над аэродромом сбито 5 самолетов ФВ-190 и Me-109»..."(с)[Фёдоров И. В. "В небе оставили след"]
    И нет у Фёдорова упоминаний о "чудом на бреющем" в связи с вылетом в этот день!..

    Вы явно путаете - это как раз в воспоминаниях Тищенко и присутствует версия о бое с 16-ю "фоками":

    "...Спустя полчаса вернулся Федоров со своим ведомым Сухоруковым. На их самолетах было значительно больше пробоин, чем на наших. В баках совсем не осталось горючего.

    — Что так задержались? — спросил я у Ивана. — Мы уже забеспокоились.

    — Влипли в историю, — устало ответил он. — Еле ноги унесли.

    — Зенитки потрепали?

    — В том-то и дело, что нет. К «фоккерам» в клещи попали.

    — Откуда же они появились? Мы ведь столько там их поколошматили!

    — Наверно, вызвали с других аэродромов.

    — Расскажи подробнее, — попросил я.

    И вот что рассказал Федоров. Когда по команде генерала Савицкого группа взяла курс на свой аэродром, пара Федорова развернулась и пошла с набором высоты на запад.

    Намерение было такое: подойти к вражескому аэродрому с тыла, на большой скорости, со снижением, произвести фотографирование и вернуться домой. Но намеченному не суждено было сбыться. Только Федоров включил фотоаппарат, как Сухоруков доложил:

    — «Фоккеры»! Окружают нас.

    Федоров осмотрелся. Сверху, снизу, справа и слева висели четверки «фокке-вульфов». Они не спешили атаковать, а постепенно сжимали кольцо, рассчитывая, очевидно, заставить нашу пару сесть на их аэродром. Расчет фашистов имел солидное основание: шестнадцать против двух. Этой пассивностью вражеских летчиков и решил воспользоваться Федоров. Он не признавал оборону даже в борьбе с превосходящими силами, в сложной обстановке чувствовал себя как рыба в воде и всегда стремился навязать противнику свою волю. Его решения отличались дерзкой неожиданностью и сбивали с толку врага.

    — Атакую нижних, — скомандовал Федоров и бросил свой самолет вниз.

    Первая же его пушечная очередь вырвала из четверки ведущего «фокке-вульфа», вспыхнувшего ярким факелом. [138] И сразу же пара рванулась вверх, к другой четверке. Снова очередь с короткой дистанции, и фашист выбрасывается с парашютом.

    Только теперь вражеские летчики пришли в себя и обрушили на дерзкую пару всю мощь своего огня. Но безрезультатно. «Яки», имея значительные преимущества в вертикальном маневре, всякий раз уходили из-под атак вражеских истребителей. Сбив четыре «фокке-вульфа», Федоров и Сухоруков затянули фашистских летчиков на свою территорию и, прикрываемые зенитками, оторвались от преследователей.

    — Если бы не Коля, наверное, загорал бы я на том свете, — закончил рассказ Федоров. — Удивляюсь, как он дотянул на своем скелете..."(с)[Тищенко А. Т. "Ведомые «Дракона»"]
    Крайний раз редактировалось Pashkovsky; 18.03.2007 в 05:08.

  15. #40
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Для товарища S.D.BW-239

    Описания одного события расходятся и сильно. НО! Я думаю, что у Тищенко слились воедино ДВА боя - его собственный, над аэродромом, и бой Кравченко, про который есть у Фёдорова:

    "...О судьбе Александра Ивановича Кравченко я узнал позже. В тот драматический для него день — 17 августа 1944 года — он совершил подвиг. Перед налётом полка на аэродром Немокшты Кравченко с заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом Мельниковым произвели доразведку цели, затем в составе ударной группы участвовали в штурмовке. После первого захода на аэродроме образовалось много очагов пожара. Группа разворачивалась для нового удара, но тут на неё навалились «мессершмитты» и «фокке-вульфы». Завязался воздушный бой. Полк дрался на всех эшелонах. Кравченко сбил один ФВ-190 и погнался за вторым — ведущим. Сумел зайти ему в хвост, однако кончились боеприпасы. И тогда летчик пошел на таран. Он догнал «фоккера» на выходе из пикирования и ударил его своим самолетом. Обе машины начали беспорядочно падать. Кравченко сумел выбраться из неуправляемого «яка» и открыл парашют. Увидел под собой лес, обрадовался. Но судьба зло посмеялась над героем. Как ни пытался он скольжением уйти от большой поляны, через которую проходила дорога, не хватило высоты. Он приземлился совсем недалеко от деревьев и кустарника, где, увы, его уже поджидали немецкие солдаты. Совершая марш, они как раз остановились здесь в самый разгар воздушного боя. Нежданно-негаданно им повезло — такая крупная добыча: советский летчик-истребитель!.."(с)[Фёдоров И. В. "В небе оставили след"]
    Хотя, конечно, возможен ещё вариант - наложение третьего боя, связанного всё с этими чёртовыми Немокшты! Дело в том, что 18-го августа 1944 года пара Фёдоров - Сухоруков летала на фотографирование результатов удара штурмовиков:

    "...Мы с Сухоруковым подходили к КП полка, где собирался летный состав, как вдруг от группы лётчиков отделился командир полка майор Попов и быстро пошёл нам навстречу. Сухоруков шепнул:
    — Сейчас получим боевую задачу, видно, штабы что-то новое придумали.
    — Как настроение, Иван? — ещё издали спросил командир полка.
    — Праздничное, Иван Феоктистович! Как же иначе. Да и вылет сегодня был вроде ничего.
    — Самолеты к полету готовы?
    — Да, кроме моего ободранного. А что, есть работа?
    — Есть...— Попов посмотрел на нас, словно сожалея, что приходится в такой день ещё раз посылать на рискованное дело, сказал уже твердо: — Получено боевое распоряжение на разведку результатов действий наших штурмовиков по аэродрому Немокшты. Только что сработали. Сейчас звонил командир дивизии, предупредил, что над аэродромом непрерывно дежурят несколько групп истребителей, просил, чтобы были осторожны. Подумал, добавил:
    — Решайте сами, не хочу в праздник приказывать... Если согласны, берите любое прикрытие, хоть эскадрилью.
    — Спасибо, Иван Феоктистович, но там прикрытие не поможет, вдвоем будет лучше. Как, Николай?
    Сухоруков развел руками: — Начальству виднее...
    — Договорились,— сказал Попов.— Если заснять не удастся, проведите разведку визуально. А концерт начнем после вашего возвращения, так что не переживайте. Ну, с богом!.."(с)[Фёдоров И. В. "В небе оставили след"]
    Над аэродромом Немокшты досталось Сухорукову - самолёт "раздела" хорошая очередь от "фоки"... Вот в этот-то раз и приказывали Сухорукову прыгать!.. Описание драки приводить не буду - читайте сами у Фёдорова, в главе "3-й Белорусский"...

    Так что - есть ТРИ СТРАШНЫХ боя за ДВА дня. Мог Тищенко их в памяти и смешать...

    Вот так, примерно...

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.
    Крайний раз редактировалось Pashkovsky; 18.03.2007 в 05:07.

  16. #41

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Купите наконец "Драконов" и будет вам щястье. Там все эпизоды по 812 полку разобраны, насколько это вообще возможно. Зачем снова воду в ступе толочь... Без сравнения с документами, нашими и немецкими, все равно ничего не изобретете.
    Post hominum memoriam

  17. #42
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    И обратно доброго времени суток.

    Для Owl-99.

    Раз ужо "заглянули на огонёк"... Не подскажите ответ на мой вопрос - про "подвески" у "мессеров" - который я вышее "озвучил"? Или может хоть в нужном направлении "пошлёте"?!.

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.

  18. #43

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Это надо, судя по всему, Прина смотреть, фолиант о 52-й эскадре (если вообще есть такой - сорри, не в курсе) - там может быть написано... Ну или еще что-нибудь объемное и глыбокое по мессеру... Мансур Мустафин придет - может, он что-то уточнит. По крайней мере, более подкованного человека по Ме-109 я в рунете не встречал.
    Post hominum memoriam

  19. #44

    Re: Для товарища S.D.BW-239

    Цитата Сообщение от Pashkovsky Посмотреть сообщение
    Описания одного события расходятся и сильно. НО! Я думаю, что у Тищенко слились воедино ДВА боя - его собственный, над аэродромом, и бой Кравченко, про который есть у Фёдорова:



    Хотя, конечно, возможен ещё вариант - наложение третьего боя, связанного всё с этими чёртовыми Немокшты! Дело в том, что 18-го августа 1944 года пара Фёдоров - Сухоруков летала на фотографирование результатов удара штурмовиков:



    Над аэродромом Немокшты досталось Сухорукову - самолёт "раздела" хорошая очередь от "фоки"... Вот в этот-то раз и приказывали Сухорукову прыгать!.. Описание драки приводить не буду - читайте сами у Фёдорова, в главе "3-й Белорусский"...

    Так что - есть ТРИ СТРАШНЫХ боя за ДВА дня. Мог Тищенко их в памяти и смешать...

    Вот так, примерно...

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.
    К чиму тут приводить обширную боеву деятельность 812иап, если можно просто внимательнее прочитать мемуары Федорова И.В. которыми вы, в отличии от меня, распологаете. Я речь вел о бое именно 18 августа 1944г., Федоров его описывает и датирует. Единственная у меня подробность - это ФВ-190 было не 16 а 12 по Федорову.
    И Тищенко описывает и преукрашивает именно этот бой. Не мог он спутать штурмовку 17 числа в которой учяствовал весь полк с боем пары истрибителей, слишком они отличны.

  20. #45
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Re: Для товарища S.D.BW-239

    И обратно доброго времени суток.
    Цитата Сообщение от S.D.BW-239
    К чему тут приводить обширную боевую деятельность 812иап...
    Уважаемый! Вы, вероятно, плохо читаете и считаете. Я привёл описания боёв 812-го ИАП за 2(ДВА) ДНЯ - 17-е и 18-е августа 1944 года. Где Вы усмотрели "обширную боевую деятельность"(с)? Два дня, три боя - капля в море того, в чём учавствовали лётчики этого полка...

    Цитата Сообщение от S.D.BW-239
    ...если можно просто внимательнее прочитать мемуары Федорова И.В. которыми вы, в отличии от меня, распологаете. Я речь вел о бое именно 18 августа 1944г., Федоров его описывает и датирует...
    Вот ведь, Константин Ёпрст! Я Вам откуда цитату Фёдорова привёл? И уж можете поверить - мемуары Фёдорова, которыми я распологаю, мною прочитаны не один раз и оченНо внимательно. И описание боёв у Фёдорова детальные за 17-е и 18-е августа!..

    Цитата Сообщение от S.D.BW-239
    ...Единственная у меня подробность - это ФВ-190 было не 16 а 12 по Федорову. И Тищенко описывает и преукрашивает именно этот бой. Не мог он спутать штурмовку 17 числа в которой учяствовал весь полк с боем пары истрибителей, слишком они отличны.
    По Фёдорову было (бой 18-го августа 1944 года):
    "...Мы взлетели, набрали 4000 метров. И тут слева впереди увидели четыре «фокке-вульфа», которые шли параллельно нашему курсу. Нам сейчас не до них, поэтому уходим вверх и в сторону, чтобы не обнаружи-ли и не передали по радио на землю. Удалось. До района разведки добрались благополучно. Теперь нужно изучить воздушную обстановку над Немокштами и принять грамотное решение на фотографирование. Идем в горизонтальном полете, осматриваемся. Аэродром вижу хорошо... А вот и они! Четыре «фоккера» пересекают наш курс справа налево. Решение приходит сразу (такой вариант на земле прорабатывали): атаковать их, заставить уйти вверх (не станут же они на виду у своего аэродрома удирать от пары советских истребителей вниз!), а затем, нырнув под неприятельский строй, с большой скоростью спикировать на аэродром, пройти над ним и заснять.
    — «Сто первый»,— говорю Сухорукову,— ниже справа — «фоккеры». Атакуем!
    Разгоняем скорость. Вражеская четверка идет в правом пеленге, по всему видно, нас пока не заметила. Сближаемся быстро, даже появляется шанс сбить одного-двух! Ну что ж, это основному заданию не помешает — напротив. Немецкие летчики замечают, наконец, что у них в хвосте «яки», панически взмывают влево вверх. Но уже поздно — с дистанции 70—100 метров открываю огонь, и «фокке-вульф», объятый пламенем, неуклюже вращаясь в перевернутом штопоре, падает вниз. Чуть отворачиваю вправо и, продолжая пикировать, иду на аэродром. Только бы не помешали истребители! Только бы... И вдруг слышу тревожный возглас Сухорукова:
    — «Сотый», справа атакуют «фоккеры»!
    Прекращаю снижение, резко бросаю самолет вправо. Понимаю: если уж Коля Сухоруков взволнован, дело плохо. Так и есть. На него сверху сзади насели четыре «фоккера», и дистанция сокращается с каждой секундой. Сейчас случится самое страшное, непоправимое... Вижу — самолет Николая вспухает, окутывается то ли дымом, то ли пылью, такое впечатление, словно его надули и он, не выдержав, лопнул. Какие-то куски материи, фанеры полетели вниз. Четыре «фокке-вульфа», сверкнув лакированными боками, выходят из атаки левым боевым разворотом. Все ясно — сквозь самолет Сухорукова прошла плотная очередь «эрликона».
    — Коля, как ты?!
    — Подбит,— вздыхает Николай, понимая, что этим дело не кончится, что нас будут атаковать снова и снова и не оставят в покое до тех пор, пока не уничтожат. Ведь атаковала четверка, значит над аэродромом было восемь самолетов. А могут поднять еще...
    — Держаться можешь? Проверь управление.
    Вижу, как Сухорукое осторожно качает «як» с крыла на крыло, затем шевелит рулями высоты и поворота.
    — Вроде работает.
    — Выходи вперед, бери курс на аэродром, я прикрою.
    — А фотографирование?
    — Какое еще фотографирование?! — кричу я. Неужто не понимает, что, оставь я его на минуту одного, все будет тут же кончено... Их семь штук крутятся вокруг нас, выжидая удобного момента. Сухоруков выходит вперед. Но что я вижу! На его самолете почти не осталось обшивки. Как только в воздухе держится?! Решаю не говорить ему об этом — плоскости он и сам видит, а назад, на фюзеляж, может, не станет оглядываться, не то — душа замрет... Нарочито бодро говорю:
    — Коля, осматривай переднюю полусферу, а я — заднюю, идем домой. Снижайся. Неман держи по правому борту.
    А сам как повернулся лицом назад, так и лечу — жду атаки. И вот они! Заходят сзади сверху. Четыре. Всё! Сопровождение Сухорукова придется прервать, иначе нам обоим крышка. Принимаю бой!
    — Коля, снижайся до бреющего, иди на точку. Счастливо тебе, друг... И спасибо за все!
    Почему-то вырвались именно эти прощальные слова... До сих пор корю себя за слабость, за потерю веры в благополучный исход поединка. Но что было, то было — сам не знаю, почему сказал так.
    Умышленно задержался с разворотом, чтобы Николай ушел от меня как можно дальше, и резко развернул «як» навстречу врагу. У меня 37-миллиметровая пушка, я могу открыть эффективный огонь раньше, чем «фокке-вульфы», и это обязательно надо использовать, а там по ходу боя будет видно, что делать дальше. Идем в лобовую. Впереди внизу ярко светит заходящее солнце, четыре вражеские машины несутся мне навстречу почти фронтом, но ближайшую все же выделяю. Доворачиваю самолет и, экономя снаряды (бой еще впереди!), даю короткую очередь. Ага! «Фоккеры», не открывая огня, взмывают вверх, разворачиваются для новой атаки. Но мне ни к чему доставлять им удовольствие расправиться с советским разведчиком. Пикирую в направлении аэродрома, и в голове созревает дерзкий план — пройти над ним на бреющем, разведать хотя бы визуально. Это было бы здорово — все же обхитрить их и выполнить главную задачу, которая, несмотря ни на что, не выходит из головы. Увы, моим честолюбивым замыслам не суждено было сбыться, хотя я и увидел аэродром и даже взлетающую с него пару истребителей. В хвосте у меня совершенно неожиданно оказалась еще одна четверка «фокке-вульфов». Откуда? Ведь их оставалось семь. Трой-ка, вижу, пошла на посадку, должно быть, кончилось горючее, четверка, по которой я стрелял, не могла настигнуть меня: ей надо еще развернуться... Значит, в воздухе третье звено? Ничего себе! И еще пара взлетает. Надо уходить. Но как? Их здесь полнеба, а я один. Выждав нужный момент, повторяю против атакующей четверки «кошачий» выпад: резко заворачиваюсь в лоб и «ощетиниваюсь» — открываю огонь. Очередь выпустил совсем коротенькую, из двух снарядов (экономлю!), однако снова помогло—и эта четверка взмыла вверх: все же боятся они нашей «тридцатьсемерки!» Непрестанно кручу головой, осматриваюсь загнанным зверем, готовый броситься на каждого, кто посмеет приблизиться. Но как долго это может продолжаться? Со снижением пытаюсь оторваться от преследователей. Впереди — солнце, а мне надо — от него. Куда развернуться? Влево? Там, чуть выше,— четверка. Справа — тоже. Похоже, все?.. И что еще придумали — атакуют растянутым по фронту строем: куда ни развернись — нарвешься на огонь. Единственный выход вижу в полете на малой высоте. Тут мой «як» превосходит ФВ-190 по всем параметрам. Бросаю самолет вниз, четверка увязывается следом. На пикировании могут догнать... Вывожу, закручиваю крутую спираль, все время уменьшая радиус,— тут я могу и в хвост кому-нибудь зайти! Было бы здорово — свалить еще одного, но не дают, атакуют со всех сторон, неуверенно, правда, видно, на малых высотах не привыкли драться, но лезут отовсюду. И снарядов не жалеют. Огненные трассы все время мелькают перед глазами. Кручусь, как могу, иногда даже удается пугнуть то одного, то другого огнем, но силы слиш-ком неравные — близко не дают подойти. Тут уж не до стрельбы с точным прицеливанием, тут другая задача — как бы переместиться поближе к нашей территории, ведь скоро топливные баки опустеют, и тогда мой славный пилотажный «як» сразу потеряет все свои преимущества...
    Постепенно спускаюсь ниже. Где точно нахожусь — не знаю, что подо мной — не ведаю; единственное, что хорошо помню,— я за линией фронта. И лететь мне — от солнца: наши там. На приборы некогда взгля-нуть. Компас сейчас ничего не покажет: от сильного вращения самолета вокруг всех трех осей картушка раскрутилась, забилась в угол, перекосилась, так что на ее успокоение нужна целая минута времени, а для меня сейчас минута — целая вечность. Внизу — лес, поляны, просеки. Одна вытянулась прямо по курсу. Ныряю в этот узенький желобок и иду ниже верхушек деревьев. Хоть сбоку меня не возьмут. Но тут доходит: могут расстрелять сверху — по прямой лететь опасно, им легче целиться. Выскакиваю из своего «укрытия»; мне навстречу поднимается завеса из трассирующих снарядов и пуль. Бьют зенитчики. Бросаю взгляд на землю — аэродром! Немокшты!!! Вот, оказывается, куда меня загнали. У меня совершенно не было возможности вести ориентировку — все время уходил из-под атак, сморгнуть было некогда...
    С аэродрома взлетают два истребителя, вижу два веретена пыли и на остриях этих гигантских веретен — «фоккеры». В добрые времена я не упустил бы такого прекрасного случая — догнать взлетевшие самолеты и легко сбить ведомого, а то и ведущего. Но сейчас не до этого. В последний раз бросаю взгляд на стоянки самолетов - хоть бы что-нибудь запомнить - и, прижавшись к самой земле, разворачиваюсь на восток. Нужно спешить. Топливо на исходе. Бензиномер показывает
    нуль. А когда именно стрелка уперлась в черту — не знаю. Чувствую, как спина в который раз покрывается холодной влагой. Еще не хватало упасть тут...

  21. #46
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Re: Для товарища S.D.BW-239

    ...Жму над самыми верхушками деревьев в сторону, противо-положную закату. На такой высоте очень трудно оглядываться назад. Одно неверное движение рулями управления - и конец... А надо, «фокке-вульфы» не отстают. Более того, одна из четверок обошла меня слева и вырвалась вперед, пытаясь отрезать путь к отступлению. Делаю несколько обманных «змеек», ухожу чуть вправо, все время пробиваясь на восток. Уже совсем недалеко от линии фронта снова пришлось развернуться в лоб атакующей паре. Нажал на гашетку огня — стрельбы нет: боезапас израсходован. Расстроенный, крутанул «як» вокруг хвоста и пошел над самой землей, маневрируя в горизонтальной плоскости с предельными перегрузками.
    «Милый, выдержи еще немного, еще чуть-чуть...» — умолял я свой «як». И он выдержал. Под крылом показался Неман. Я развернулся над водой, укрылся от преследователей приподнятым берегом и пошел так низко, что, казалось, лопасти винта касаются воды. С опаской оглянулся назад—никого. Не верилось, что оторвался, наконец, от бесконечной погони. Под крылом замелькали траншеи. Вдогонку полетели беспоря-дочные трассы пуль. Прекрасно! Значит, прошел передовую. На скорости трудно определить, кто под тобой, замечаешь машины, повозки, но все мелькает в глазах, и нет уверенности, что ты уже над своей территорией. Надо чуть подняться - страшно устал идти на предельно малой высоте. Взмываю, смотрю на землю. Родные мои! Ясно вижу звезды на танках, хотя уже наступили сумерки.
    Начинаю оживать, приходить в себя. Даже радиоголоса стал различать. Там, над Немокштами, в этой небесной клетке с хищными зверями, я полностью отключился от мира — ничего не слышал, ничего не видел, кроме атакующих самолетов, а тут вдруг различаю в эфире мой позывной. Разыскивают... Меня разыскивают. Наши! Вздохнул на полные легкие. Ф-у-у!
    — Я — «Скворец-100»,— говорю совершенно чужим, неузнаваемым голосом.— Я — «сотый», подхожу к вам..."(с)[Фёдоров И. В. "В небе оставили след"]
    Повторяю - это описание боя от 18-го АВГУСТА 1944 года! А ТИЩЕНКО описывал ИМЕННО БОЙ 17-го АВГУСТА! Есть у Вас Тищенко? Нет? Тогда вот:
    "...Командование корпуса решило завтра утром нанести удар по аэродрому. Для этого выделили около сорока наиболее подготовленных экипажей из нашего и соседнего полков. Мы узнали, что с группой полетит и генерал Савицкий. Кстати говоря, он часто так делал. Обычно «Дракон» не руководил группой, но при возникновении опасности не только предупреждал о ней летчиков, но и сам приходил им на помощь. Вместе с тем генерал Савицкий нередко вылетал на боевые задания в паре со многими летчиками корпуса. Из нашего полка роль ведомых «Дракона» чаще других выполняли Федоров, Машенкин и я. Летать с генералом Савицким, особенно держаться в боевом порядке, было нелегко. Он часто и энергично маневрировал, принимал смелые решения и стремился навязать свою волю противнику. Каждый бой, проводимый им, отличался скоротечностью и решительностью. А это, как известно, первейшие условия победы. И мы, ведомые Савицкого, брали примере командира корпуса, перенимали его опыт, учились у него максимально использовать боевые возможности самолета-истребителя.

    Утро выдалось ясное, тихое. Я взлетел первым, так как мне поручили вывести группу на вражеский аэродром. Построились и взяли курс на северо-запад. Оглядываюсь. Справа идут шестерка Мельникова — Васи Буслая — и летчики нашей эскадрильи. Слева — четверка Машенкина и две эскадрильи соседнего полка. Федоров, как обычно, возглавляет группу прикрытия — она над нами. В эфире — тишина, изредка нарушаемая короткими командами.

    Подходим к Немокштам. Слева виден аэродром. Над ним взвивается зеленая ракета. Значит, фашисты нас заметили и объявили тревогу. Сейчас взлетит дежурное подразделение и откроют огонь зенитки. Так оно и есть. Четыре «мессершмитта» уже выруливают на взлетную полосу, и перед нами начинают рваться зенитные снаряды. Надо спешить!

    Перевожу «як» в пикирование, за мной следуют другие. Сбрасываем бомбы и проходимся пушечными очередями по стоянкам самолетов. Когда я вывел истребитель в горизонтальный полет, то увидел несколько очагов пожаров: первый заход был удачным.

    — Я «Дракон», над аэродромом четыре «мессершмитта» — раздается в наушниках голос Савицкого.

    — Вас понял, — отвечает Федоров.

    А мы тем временем разворачиваемся и вторично заходим вдоль стоянки. Только я приготовился открыть огонь, как прямо перед собой увидел двух «фокке-вульфов», выруливающих для взлета. Моментально убираю обороты двигателя и доворачиваю «як» в сторону фашистов. А те уже начали взлет. Я за ними. Рядом проносятся очереди зенитных «эрликонов» — это вражеские зенитчики пытаются отсечь меня от взлетающих истребителей. Поздно! Задний «фокке-вульф» уже в прицеле. Даю длинную очередь из пушки и пулемета, которая прошивает мотор самолета. Фашист сваливается на крыло и, перевернувшись, врезается в землю.

    Второй «фокке-вульф» успел уйти, и я снова поворачиваю к аэродрому. А над ним — клубок самолетов, из которого то и дело вываливаются дымные факелы. Идет ожесточенное сражение. Зенитные пушки, кажется, бьют без разбору по чужим и по своим.

    — «Ястребы», я «Дракон», — раздается спокойный голос Савицкого. — Задача выполнена. Уходим с курсом девяносто... Федоров, фотографируйте аэродром.

    Домой возвращаемся на малой высоте.

    Спустя полчаса вернулся Федоров со своим ведомым Сухоруковым. На их самолетах было значительно больше пробоин, чем на наших. В баках совсем не осталось горючего...(c)[Тищенко А. Т. "Ведомые «Дракона»"]
    Это - описание боя от 17-го АВГУСТА 1944 ГОДА, которое давал Тищенко! Я его уже вышее цитировал! А вот так Тищенко заканчивает описание того дня:
    "...Так, например, получилось и в разведывательном полете, о котором только что рассказывалось. «Фокке-вульфы» превратили самолет Сухорукова, как выразился Федоров, в скелет. Удивительно, как он держался в воздухе. Когда летчики подошли к аэродрому, Сухорукову приказали выпрыгнуть с парашютом: садиться на истерзанном самолете было опасно. Но Николай заверил, что все будет в порядке. И сел. Только, как потом шутили полковые остряки, еще больше загнул свой нос кверху..."(с)[Тищенко А. Т. "Ведомые «Дракона»"]
    Ну ей Богу, книги, на которые ссылаетесь, НАДО ЧИТАТЬ!..

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.
    Крайний раз редактировалось Pashkovsky; 19.03.2007 в 07:13.

  22. #47
    Птенец Дракона Аватар для Pashkovsky
    Регистрация
    20.02.2005
    Адрес
    Москва (Строгинские мы)
    Возраст
    53
    Сообщений
    287

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Доброго времени суток, товарищ Owl-99!
    Цитата Сообщение от Owl-99
    Это надо, судя по всему, Прина смотреть, фолиант о 52-й эскадре (если вообще есть такой - сорри, не в курсе) - там может быть написано...
    Звиняйте за назойливость, но как ентого Прина по "имени-отчеству"? Спрашиваю "не корысти ради" - хочу его поискать в Интернете, а с инициалами сей процесс быстрее пойдёт!..
    Цитата Сообщение от Owl-99
    Ну или еще что-нибудь объемное и глыбокое по мессеру... Мансур Мустафин придет - может, он что-то уточнит. По крайней мере, более подкованного человека по Ме-109 я в рунете не встречал.
    Это наглость с моей стороны, конечно же, но не могли бы Вы обозначить конкретное место, где можно отыскать товарища Мансура Мустафина?!.

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.

  23. #48

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от Pashkovsky Посмотреть сообщение
    Доброго времени суток, товарищ Owl-99!

    Звиняйте за назойливость, но как ентого Прина по "имени-отчеству"? Спрашиваю "не корысти ради" - хочу его поискать в Интернете, а с инициалами сей процесс быстрее пойдёт!..
    Jochen Prien, но вряд ли Вы найдете его книги в сети. Это надо заказывать или через знакомых в Европе покупать.

    Это наглость с моей стороны, конечно же, но не могли бы Вы обозначить конкретное место, где можно отыскать товарища Мансура Мустафина?!.

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.
    Да он здесь же бывает (ник MMoustaf, если не ошибаюсь, или как-то очень похоже), или на АИФ (http://vif2ne.ru/nvi/forum) - там он под своим ФИО...

    Если владеете английским, можно задать свои вопросы тут: http://forum.12oclockhigh.net/index.php . Там бывают и Прин, и Барбас, и все остальные западные авторитетные авторы.
    Крайний раз редактировалось Owl-99; 19.03.2007 в 09:42.
    Post hominum memoriam

  24. #49
    Маньяк Аватар для SkyFan
    Регистрация
    12.06.2003
    Адрес
    Киев - мать городов русских
    Возраст
    69
    Сообщений
    1,605
    Images
    20

    Post Воспоминания ветеранов 812 ИАП во вложениях

    Цитата Сообщение от S.D.BW-239 Посмотреть сообщение
    К чему тут приводить обширную боевую деятельность 812 ИАП, если можно просто внимательнее прочитать мемуары Федорова И.В. которыми вы, в отличие от меня, распологаете.
    Теперь и Вы располагаете, и все, кому интересно (см. вложения) - и не только воспоминаниями Федорова, но также Тищенко и Савицкого. Прошу не обижаться, но я разделяю мнение Владимира Пашковского - Тищенко ничего не приукрашивает, просто речь идет о РАЗНЫХ боях.

    17 августа штурмовали аэродром Немокшты.
    Из оперативной сводки 812-го иап за 17.08.44 г.;
    «17.08.44 г. в 12.35—13.10 после доразведки полк 22 экипажами при контроле генерала Савицкого произвел штурмовой налет на аэродром Немокшты. На аэродроме находилось до 30 самолетов ФВ-190. Бомбардировкой и штурмовкой уничтожено 6 ФВ-190 и 8 ФВ-190 повреждено... Над аэродромом сбито 5 самолетов ФВ-190 и Me-109»*.
    Федоров с Сухоруковым тоже там были и участвовали в бою, но на следующий день их погнали фотографировать результаты работы штурмовиков. И было это именно 18 августа, день авиации, потому что они хотели успеть к праздничному ужину. Из следующей оперативной сводки 812-го иап:
    «,..в 20.10 пара — ведущий старший лейтенант Федоров — вылетела на разведку аэродрома Немокшты. Аэродром прикрывался самолетами ФВ-190. Над аэродромом пара старшего лейтенанта Федорова была связана боем 8 ФВ-190, в это время с аэродрома взлетело еще б ФВ-190. В начале боя был значительно поврежден самолет ведомого, младшего лейтенанта Сухорукова. При посадке на аэродроме на фюзеляж самолет разбит и ремонту не подлежит. Старший лейтенант Федоров 20— 25 минут на высоте 10—50 метров отбивал атаки истребителей противника, сбив при этом один ФВ-190»*
    В принципе, Федоров пишет ОЧЕНЬ интересно, думаю, что, почитав его, Вам будет легче разобраться. А воспоминания Тищенко интересны тем, что написаны на двадцать четыре года раньше, и некоторые детали описываются подробнее. И разночтений между двумя авторами, конечно, не избежать. Ну вот, например, две цитаты об одном бое:

    "4 февраля 812-й Севастопольский Краснознаменный истребительный
    авиационный полк произвел посадку на аэродроме Реппен-на-Одере, в 20
    километрах южнее Кюстрина и всего в 60 километрах от столицы
    фашистской Германии...
    ... Что еще необычного произошло во время этого памятного перелета?
    Старший инженер полка майор Ерохин летел с аэродрома Познань на По-2.
    На тихоходный, малозащищенный "кукурузник" напали
    "фокке-вульфы". Экипаж не растерялся - пилот стал
    выделывать на маневренном биплане такие кренделя, что истребителям
    трудно было удержать его в прицелах. Но это еще не все. Майор Ерохин,
    сидевший в задней кабине, припал к пулемету и храбро отбивал
    атаки "фоккеров". Одна из очередей достигла цели, и ФВ-190,
    вспыхнув, свалился на землю."
    Федоров И. В. В небе оставили след - К. : Политиздат Украины, 1990.-
    320 с.
    ........................................................................................................
    "А вечером, за ужином, все оживленно обсуждали [165] итоги
    напряженного боевого дня. Радовались, что с задачей справились
    неплохо. На новом аэродроме обосновались прочно, выдержали натиск
    фашистской авиации, сбили несколько самолетов. Пожалуй, такую
    ожесточенность схваток - и где! над своим аэродромом - можно сравнить
    только с кубанскими боями.
    - А знаете, товарищи, новость? - проговорил Пасынок и сделал
    интригующую паузу. - Наш инженер отправил на тот свет
    "худого".
    - Да не может быть! Когда? Каким образом? - удивились летчики.
    - Очень просто. Вылетел из Познани в Реппен на По-2. По пути попались
    два "мессера". Ерохин приказал летчику догнать одного и
    влепил ему очередь из турельного пулемета. Вот как нужно воевать!
    От мощного взрыва хохота вздрогнули стекла окон.
    - Не верите? - улыбнулся Пасынок. - Спросите самого инженера. Да вот
    он...
    Ерохин вошел в столовую, сел за стол.
    - Говорят, вы сегодня "мессера" резанули? - спросил Федоров,
    с трудом удерживая на лице серьезное выражение. Как ни говори, а
    инженер полка - начальство немалое, с ним шутить надо умеючи.
    - Было дело, - скупо ответил Ерохин и потянулся за ложкой.
    Мы вытаращили глаза. Скептические улыбки слетели с лиц. Инженер
    никогда не бросал слов на ветер. Само собой разумеется, попросили
    Ерохина рассказать.
    - Взлетели, пошли над самой землей, - неторопливо начал он. - От
    нечего делать перезарядил "шкас": чем черт не шутит.
    Посматриваю по сторонам, а сам думаю, как лучше организовать работу
    на новом месте. И вдруг прямо перед собой увидел "мессера".
    Нашим же курсом идет. Но выше метров на сто и, наверное, не видит
    "кукурузника". Внутри все похолодело. Подумал:
    "Пропадешь ни за грош. А что, если попробовать из
    "шкасса" его, пока он слепой? Аэродром рядом, в случае чего
    - свои помогут". Развернул пулемет, выпустил всю ленту в брюхо
    "худому" и глазам своим не верю: самолет накренился, клюнул
    носом и, ломая деревья, грохнулся в лес. Ну и чудеса!
    Второй "мессер", увидев такую картину, начал
    разворачиваться, чтобы разделаться с нами. Дудки! "Кукурузник
    [166] " уже около аэродрома. К тому же перед "худым" с
    земли забил фонтан трассирующих пуль. Зенитчицы постарались. Недавно
    был у них, спасибо сказал...
    Все, кто был в столовой, бросились поздравлять Ерохина. Еще бы:
    инженер, да еще летевший на По-2, сбил "мессершмитта".
    Разумеется, история полка не будет историей, если в ней не найдется
    места такому невероятному случаю.
    - Счет открыт, теперь его надо увеличивать, - советуем инженеру.
    - Без работы останетесь, - шутит он и принимается за ужин."
    Тищенко А. Т. Ведомые "Дракона". - М.: Воениздат, 1966. -
    200 с.
    Приятного чтения.
    С уважением.
    Вложения Вложения
    Крайний раз редактировалось SkyFan; 19.03.2007 в 17:41.
    Красные крафты на взлете сбивая,
    Помни, "фашист", про Девятое Мая!

  25. #50
    Пилот
    Регистрация
    07.11.2006
    Возраст
    52
    Сообщений
    716
    Нарушения
    -1/0 (0)

    Re: Вопрос к знатокам по потерям Люфтваффе на нашем фронте.

    Цитата Сообщение от Pashkovsky Посмотреть сообщение
    И обратно доброго времени суток.

    Для Owl-99.

    Раз ужо "заглянули на огонёк"... Не подскажите ответ на мой вопрос - про "подвески" у "мессеров" - который я вышее "озвучил"? Или может хоть в нужном направлении "пошлёте"?!.

    С уважением, drudd aka Владимир Пашковский.
    У Прина по 52 эскадре по 1943-му году пока ничего нет, у него полная информация по 3-й эскадре в его "старых книгах". Но вообше он мало пишет о технике. Т.е. могут быть фото какие то, но без даты, а так же может в списках потерь, хотя ЕМНИП такие подробности в них не писали, особенно, если это аэродромный вариант комплектации, а не всякие R/U варианты

Страница 2 из 4 ПерваяПервая 1234 КрайняяКрайняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •