Теперь и Вы располагаете, и все, кому интересно (см. вложения) - и не только воспоминаниями Федорова, но также Тищенко и Савицкого. Прошу не обижаться, но я разделяю мнение Владимира Пашковского - Тищенко ничего не приукрашивает, просто речь идет о РАЗНЫХ боях.
17 августа штурмовали аэродром Немокшты.
Из оперативной сводки 812-го иап за 17.08.44 г.;
«17.08.44 г. в 12.35—13.10 после доразведки полк 22 экипажами при контроле генерала Савицкого произвел штурмовой налет на аэродром Немокшты. На аэродроме находилось до 30 самолетов ФВ-190. Бомбардировкой и штурмовкой уничтожено 6 ФВ-190 и 8 ФВ-190 повреждено... Над аэродромом сбито 5 самолетов ФВ-190 и Me-109»*.
Федоров с Сухоруковым тоже там были и участвовали в бою, но на следующий день их погнали фотографировать результаты работы штурмовиков. И было это именно 18 августа, день авиации, потому что они хотели успеть к праздничному ужину. Из следующей оперативной сводки 812-го иап:
«,..в 20.10 пара — ведущий старший лейтенант Федоров — вылетела на разведку аэродрома Немокшты. Аэродром прикрывался самолетами ФВ-190. Над аэродромом пара старшего лейтенанта Федорова была связана боем 8 ФВ-190, в это время с аэродрома взлетело еще б ФВ-190. В начале боя был значительно поврежден самолет ведомого, младшего лейтенанта Сухорукова. При посадке на аэродроме на фюзеляж самолет разбит и ремонту не подлежит. Старший лейтенант Федоров 20— 25 минут на высоте 10—50 метров отбивал атаки истребителей противника, сбив при этом один ФВ-190»*
В принципе, Федоров пишет ОЧЕНЬ интересно, думаю, что, почитав его, Вам будет легче разобраться. А воспоминания Тищенко интересны тем, что написаны на двадцать четыре года раньше, и некоторые детали описываются подробнее. И разночтений между двумя авторами, конечно, не избежать. Ну вот, например, две цитаты об одном бое:
"4 февраля 812-й Севастопольский Краснознаменный истребительный
авиационный полк произвел посадку на аэродроме Реппен-на-Одере, в 20
километрах южнее Кюстрина и всего в 60 километрах от столицы
фашистской Германии...
... Что еще необычного произошло во время этого памятного перелета?
Старший инженер полка майор Ерохин летел с аэродрома Познань на По-2.
На тихоходный, малозащищенный "кукурузник" напали
"фокке-вульфы". Экипаж не растерялся - пилот стал
выделывать на маневренном биплане такие кренделя, что истребителям
трудно было удержать его в прицелах. Но это еще не все. Майор Ерохин,
сидевший в задней кабине, припал к пулемету и храбро отбивал
атаки "фоккеров". Одна из очередей достигла цели, и ФВ-190,
вспыхнув, свалился на землю."
Федоров И. В. В небе оставили след - К. : Политиздат Украины, 1990.-
320 с.
........................................................................................................
"А вечером, за ужином, все оживленно обсуждали [165] итоги
напряженного боевого дня. Радовались, что с задачей справились
неплохо. На новом аэродроме обосновались прочно, выдержали натиск
фашистской авиации, сбили несколько самолетов. Пожалуй, такую
ожесточенность схваток - и где! над своим аэродромом - можно сравнить
только с кубанскими боями.
- А знаете, товарищи, новость? - проговорил Пасынок и сделал
интригующую паузу. - Наш инженер отправил на тот свет
"худого".
- Да не может быть! Когда? Каким образом? - удивились летчики.
- Очень просто. Вылетел из Познани в Реппен на По-2. По пути попались
два "мессера". Ерохин приказал летчику догнать одного и
влепил ему очередь из турельного пулемета. Вот как нужно воевать!
От мощного взрыва хохота вздрогнули стекла окон.
- Не верите? - улыбнулся Пасынок. - Спросите самого инженера. Да вот
он...
Ерохин вошел в столовую, сел за стол.
- Говорят, вы сегодня "мессера" резанули? - спросил Федоров,
с трудом удерживая на лице серьезное выражение. Как ни говори, а
инженер полка - начальство немалое, с ним шутить надо умеючи.
- Было дело, - скупо ответил Ерохин и потянулся за ложкой.
Мы вытаращили глаза. Скептические улыбки слетели с лиц. Инженер
никогда не бросал слов на ветер. Само собой разумеется, попросили
Ерохина рассказать.
- Взлетели, пошли над самой землей, - неторопливо начал он. - От
нечего делать перезарядил "шкас": чем черт не шутит.
Посматриваю по сторонам, а сам думаю, как лучше организовать работу
на новом месте. И вдруг прямо перед собой увидел "мессера".
Нашим же курсом идет. Но выше метров на сто и, наверное, не видит
"кукурузника". Внутри все похолодело. Подумал:
"Пропадешь ни за грош. А что, если попробовать из
"шкасса" его, пока он слепой? Аэродром рядом, в случае чего
- свои помогут". Развернул пулемет, выпустил всю ленту в брюхо
"худому" и глазам своим не верю: самолет накренился, клюнул
носом и, ломая деревья, грохнулся в лес. Ну и чудеса!
Второй "мессер", увидев такую картину, начал
разворачиваться, чтобы разделаться с нами. Дудки! "Кукурузник
[166] " уже около аэродрома. К тому же перед "худым" с
земли забил фонтан трассирующих пуль. Зенитчицы постарались. Недавно
был у них, спасибо сказал...
Все, кто был в столовой, бросились поздравлять Ерохина. Еще бы:
инженер, да еще летевший на По-2, сбил "мессершмитта".
Разумеется, история полка не будет историей, если в ней не найдется
места такому невероятному случаю.
- Счет открыт, теперь его надо увеличивать, - советуем инженеру.
- Без работы останетесь, - шутит он и принимается за ужин."
Тищенко А. Т. Ведомые "Дракона". - М.: Воениздат, 1966. -
200 с.
Приятного чтения.
С уважением.![]()