http://www.baesystems.com/Newsroom/N...120145958.html
Специалисты в сборочных цехах БАЕ Системз на побережье Ланкашира столкнулись с проблемой, причина которой - Луна. Ее гравитационное влияние вызывает колебания грунта. А допуски при сборке настолько малы, что этот "гравитационный привет" может негативно сказываться на на результате.
- Во время приливов и отливов земля под ногами смещается на 1-2 миллиметра, - объясняет Мартин Топпинг, управляющий процессом сборки. - Казалось бы - немного, но когда это касается допусков - получается слишком много.
Чтобы справиться с этой проблемой, БАЕ потратили более 2.5 млн. £ на установку специального автоматизированного выравнивающего оборудования, использующего лазерные дальномеры и управляемые компьютером домкраты. Но что действительно гарантирует близкую к совершенству точность сборки - гигантские плавающие бетонные плиты, на которых стоит самолет и измерительное оборудование. "Каждая из плит более 3 метров в толщину и 18 в длину", говорит Мартин. "Все домкраты и дальномеры расположены на одной поверхности, поэтому все движения относительны, и мы достигаем почти идеального выравнивания, какое бы влияние ни оказывала Луна".
В результате получается однин из самых качественных планеров в мире. Длиной в 15 метров, каждый Тайфун, выходящий из сборочных цехов в Уортоне отличается от эталона не более чем на толщину спички - и это помогает его ЭДСУ точно управлять самолетом.
Благодаря такому качеству сборки, потребность в триммировании аэродинамических поверхностей минимальна, и летчики могут выжимать из самолета самый максимум. А в типичном вылете экономится ~60 литров топлива.
Продвинутые технологии сборки, опробованные впервые на Тайфуне, используются теперь и на производстве Ф-35.