...Обсуждая Су-30МКИ, уточню, что это «индийский», новейший русский истребитель, и предназначенный для экспорта. Это самолеты 5-ой модификации, у них был вектор тяги, ПГО, все с лучшим русским оружием, включая Р-77 – их ракету с активным радаром, и Р-73, которая с наведением на тепло, у которой 30-тимильная дальность. Ничего секретного, все, что я говорю, можно найти в Janes.
(единичный угодливый смех в зале, заставляющий вспомнить коменданта Маузера и его лейтенанта Проктора – CoValent)
Они были у нас в Mountain Home две недели, где мы учили их летать
(так на видео – CoValent) на этих маневрах. И пара вещей успела произойти!
Прежде всего, двигатели Туманского крайне подвержены повреждениям посторонними объектами (FOD). Причина этому кроется в том, что они требуют ожидания 1 минуты перед взлетом. На учениях Red Flag примерно 50-60 самолетов ожидали взлета
(единичный угодливый смех в зале – CoValent), и если у вас есть одна персона, которая обязана выжидать минуту перед взлетом всех их шести самолетов... угу…
(единичный угодливый смех в зале – CoValent) правильно, пусть поищут другое место для своих полетов. Ну, мы их потренировали, поработали с ними, и срезали до 45 секунд, что было все еще неприемлемо. Так что мы послали их первыми
(единичный угодливый смех в зале – CoValent) ибо у них достаточно топлива, и они ждали всех остальных в воздухе. Они были встревожены этим FOD, и насколько русские двигатели рядом не стояли с американскими. Одна из вещей, почему индийцы были разочарованы, это то, что если бы двигатели были повреждены из-за FOD – русские потребовали бы их прислать сначала назад в Россию, и потом прислали бы им новые.
(единичный угодливый смех в зале – CoValent) Так что это не идеальная ситуация для них в США, потому что здесь просто не с чем сравнивать.
(шум в зале – CoValent)
Как они летали? Это много обсуждали в прессе. Есть ролик на Ютубе, где кто-то демонстрировал F-22 и Су-30МКИ, бок о бок, и тот показал абсолютно то же самое, что и F-22. И на аэрошоу всегда будет продемонстрировано то же самое. Реальность же такова, что все дает лишь ближайшее сравнение. Когда вы сравниваете их с самолетами США, когда он стоит против F-16 и F-15
(полковник удерживает правую руку выше уровня плеча, показывая уровень американских истребителей – CoValent) он лишь на чуть-чуть лучше, чем мы
(полковник удерживает левую руку ниже уровня плеча, показывая уровень русских истребителей – CoValent). И это впечатляет, у него лучше радар, больше тяга, управляемый вектор тяги, больше дальность поражения, так что это впечатляет. Сухой на чуть-чуть лучше. Но сравним с F-22 – и Raptor окажется здесь
(полковник удерживает левую руку выше головы, теперь показывая ей уровень американских истребителей – CoValent). Ок, дальше.
Теперь ближе к пилотированию. Мы сделали кучу боев 1 на 1 с ним… и мы были очень обеспокоены, потому что на маневрах Cope India
(проходят в Индии – CoValent), когда мы ходили над Индией и били их, у них пилоты всегда были лучше. Мы всегда били их около их базы, и у них всегда летали пилоты лучше. Мы всегда использовали свою оперативную единицу из Kadena
(база ВВС США на Окинаве, Япония – CoValent), где опыт был на уровне 80% неподготовленных парней с налетом менее 500 часов и 20% подготовленных. Эти 20% были правда подготовлены, но они отходили от штабной работы, так что у них не было приличного налета. В любом случае на Cope India мы держались, но индийцам вломили в дыхалку – они говорили, что мы били их больше, чем они нас – и это правда.
Теперь они пришли в Mountain Home, вместе с Су-30 и обычными строевыми пилотами – с опытом 50 на 50 (подготовленные и неподготовленные поровну). Их подготовленные были на МиГ-21 Бизон
(глубокая модификация МиГ-21бис, подробное и изобилующее ошибками описание сознательно пропущено мною – CoValent) ... так что с Су-30 подготовленные пилоты были удалены и они были очень приятны в предложенном бою.
Мы получили их в Mountain Home, позволили пилотам драться... и пара вещей произошла. Поразительно, мы превосходили их – не с чистыми F-15, то есть без подкрыльевых баков и другой подвески, но мы превосходили с F-15 в боевой экипировке, то есть с 4 ракетами, подкрыльевыми баками, а они сидели в чистых Су-30, за исключением пилонов с ACMI
(система контроля тренировочного воздушного боя – CoValent). Они были поражены фактом того, что их уровень равен уровню пола после первых же 3 дней, они не желали ничего более, чем боя 1 на 1. Ну, хоть чем-то подвигай?
(слышен смех пары слушателей в зале – CoValent) Смешно, потому что в Индии они побеждали в 1 на 1 – потому что побеждали только в этом.
Немного о самолете. Управляемый вектор тяги. У Raptor-а он тоже есть, но в двух измерениях и работает только по тангажу. Когда самолет вздергивается, и проходит уверенный угол атаки, срабатывает УВТ и ведет самолет по кругу. В Су-30 вместо тангажа УВТ работает по клину
(в виде буквы V – CoValent). Он не может поддерживать самолет в пилотаже на малой скорости. УВТ срабатывает и ведет самолет в направлении, заданном пилотом через РУС. Это внушительно выглядит в описании, но что вы должны знать о срабатывании УВТ... это громадный самолет, и вытягивание такого громадного самолета в этом направлении создает длительную задержку. Это бооольшооой самолет. Громадный самолет. Вот что происходит с ним, когда он опускает нос – он проседает. Мы достаточно экспериментировали на F-22 с УВТ-дюзами вверх и вниз.
Что произойдет при схватке с F-22... Из нашего опыта ясно, что есть единственный способ достать F-22. И этот единственный способ сработает только с неподготовленным пилотом – потому что подготовленный пилот не сделает такой ошибки.
(шум в зале – CoValent) Вы должны в бою, при выполнении «ножниц» надеяться увидеть F-22 в своем прицеле. F-22 держит разворот по крену 28 градусов в секунду на высоте 6 км, в то время, как F-15 может держать не более 21 градуса при мгновенном развороте и 15-16 при длительном. Так что тяните и надейтесь. Теряйте скорость, маневрируйте, просаживайте хвост вместо вытягивания, оно просядет и самолет повернется носом вверх. Это момент, когда пилот Eagle
(F-15 – CoValent) или Viper
(F-16 – CoValent) должен осадить вертикально, переключится на пушку, затем пойти вниз и сбить F-22. Конечно, вы должны сначала подойти поближе, чтобы сделать это, но скорее большинство F-22 убьет вас до этого.
А Су-30? Да нет проблем. Большой самолет. Здоровенная засветка. Скрывается за помехами, так что надо биться вблизи... у него разворот в 22-23 градуса в секунду на крене. Мы уже умеем бить Raptor (F-22 – CoValent), так что теперь будет проще, чувак. Так как мы уже деремся, мы заходим в хвост, просаживаемся, снижаем скорость – но теперь он падает с небес на землю. F-15 даже не надо вздергиваться: слегка потянуть на себя, включить пушки, отпустить и вышибить ему мозги.
На бумаге-то у него УВТ, всякие прекрасные ракеты и все такое, он выглядит также, как Raptor, но он даже близко к нему не стоит. Так что это было хорошо для нас провести эти маневры, на которых мы многое узнали. Теперь я боюсь, что конгресс может услышать это и сказать «нам не нужно покупать больше самолетов...» Нет, нет, и нет, мы должны быть выше них, сейчас они близко к нам, и даже чуть выше. Я скажу, что они чуть-чуть лучше нас, и только потому, что их пилоты пока лишь учатся летать, и они будут способны бить F-16 и F-15, на регулярной основе. Прямо сейчас они используют УВТ и легко снижают скорость... так что это вопрос времени – когда они научатся...