Сергей, прошу не обижаться, но есть в кампании момент, который, к сожалению, несколько смазывает впечатление и портит атмосферу. Ни для кого не секрет, что это уже успевший всем намозолить глаза зеленый с бело-синими кокардами, короче, "тихоокеанский" прикид "Сандерлендов"…![]()
Это не упрек, не претензия, не попытка подначить или задеть, это просто констатация факта и, заодно, одна из первых монеток в копилку идей для постепенной, неспешной, плановой подготовки второго издания кампании – улучшенного, исправленного, дополненного и т.д. В принципе, ты и сам не возражал против "переодевания" "Сандерлендов".
Другой вопрос: во что их переодевать? Порылся в сети и убедился, что подходящих к данному ТВД и периоду скинов на Н8К1 - ёк. Даже среди лежащих в этой ветке скинов – в основном поздние "белобокие" варианты окраски самолетов Берегового Командования, появившиеся лишь с середины 1942 года. Так что, они тоже историзму не добавят. Боюсь, что надо ваять с нуля. Но кое-какую инфу для этого удалось нарыть. Вот несколько боковичков, вдруг пригодятся (а скиноделы, наверняка, помогут):
Скриншот 1.
230 Sqn, RAF Coastal Command NM-V (N9029)
Средиземноморье, авиабаза RAF Суда Бей, май 1940 г. Сражение за остров Крит. В 1941 г. самолет служил в 230-ом дивизионе и действовал из Александрии, Египет.
Скриншот 2.
Так этот самолет выглядел перед поступлением на службу в 204-ю (по другим данным в 228-ю) эскадрилью RAF в 1940-1941 гг.
История:
28.7.1940: бой с двумя итальянскими истребителями CR.42 около Мальты.
28.3.1941: NM-V под управлением флайт-лейтенанта А.М.Дж.Ливуда заметил передвижения итальянского флота во время битвы у мыса Matapan (Греция).
16.4.1941: эвакуация особо важных персон, в т.ч. короля Югославии Петра II.
май 1941: эвакуация британских и греческих войск с Крита.
1.1.1943: самолет не вернулся из противолодочного патрулирования. Экипаж командира: F/O Х.Холькомба пропал без вести.
http://wp.scn.ru/ru/ww2/h/301/9/0
Скриншот 3 – еще один "ранний" "Сандерленд" 230-й эскадрильи (RB-G)
Скриншот 4 – полностью серебристая летающая лодка из 228-й эскадрильи (TO-Y)
Надо сказать, что самолеты в эти части собирались с миру по нитке, поэтому буквенные коды у них отличались друг от друга очень сильно.
В литературе упоминается два-три варианта окраски:
1) некрашеный алюминий
2) стандартный камуфляж RAF типа "В"; (реже - "А"), скорее всего
Sea Temperate Scheme EDSG (Extra Dark Sea Grey)/DSG (Dark slate Grey)/Sky
или 3) Dark Eath/Dark Green/Sky
Писалось, что нижние поверхности некоторых лодок были не окрашены (алюминий)
http://theflyingboatforum.hostingdel...php?f=15&t=553
Еще об окраске "сандердендов"; (подробнее):
http://www.rafweb.org/SqnMark201.htm
Скриншот №5 оттуда же. Пусть серо-синие пятна не вводят в заблуждение: это британские художники так изобразили Sea Temperate Scheme EDSG (Extra Dark Sea Grey)/DSG (Dark slate Grey)/Sky
И еще немного о "Сандерлендах"; на Средиземноморском ТВД - вдруг (опять же – в следующем издании) удастся привязать какую-нибудь миссию к конкретным датам (если захочешь):
В июне 1940 г. 228-ю АЭ из метрополии и 230-ю АЭ с Дальнего Востока перебросили в Александрию для прикрытия коммуникаций между Гибралтаром и Суэцем, оказавшихся под угрозой в связи со вступлением в войну Италии. Блестящим дебютом для "Сандерлендов"; на Средиземноморском ТВД оказались действия экипажа самолета L5804, 30 июня 1940 г. отправившего на дно сразу две итальянские субмарины – "Аргонаута"; и "Рубино".
Удаленность базы в Александрии от главных районов патрулирования вынудило использовать для "сандерлендов"; передовые гидроаэродромы. В частности, самолеты 228-й АЭ на ротационной основе базировались на Мальте, а 230-й - в Скараманге (Греция). Именно взлетевший с Мальты самолет 228-й эскадрильи обнаружил в море итальянский флот, положив начало победоносному для британцев сражению при Матапане. Несколько месяцев спустя "Сандерленд" осуществил разведку итальянской военно-морской базы Таранто перед знаменитым налетом британской палубной авиации 11 ноября 1940 г.
Волей случая четырехмоторным гидропланам иногда приходилось выступать и в роли истребителей, так 17 сентября 1940 г. один из самолетов 228-й АЭ сбил итальянскую летающую лодку "Кант" Z.501. Третьей авиачастью, использовавшей "Сандерленды"; на Средиземноморском ТВД, стала 202-я эскадрилья, базировавшаяся в Гибралтаре. Наиболее заметным ее успехом стало уничтожение итальянской ПЛ "Алебастро" 14 сентября 1942 г.
В апреле-мае 1941 г. главной задачей средиземноморских "Сандерлендов" стали "пассажирские" рейсы - эвакуация британских и греческих войск сначала из континентальной Греции, а затем - с Крита. В большинстве случаев летающим лодкам приходилось действовать с перегрузкой - в "рекордном" полете 25 апреля 1941 г. самолет борт Т9084 под управлением флайт-лейтенанта Г. Ламмонда вывез из бухты Каламата 82 человека (плюс 10 членов экипажа). Другой "Сандерленд" вывез в Александрию греческую королевскую семью. Значение "Сандерлендов"; в этих операциях иллюстрируют следующие цифры: из 28 000 британцев, эвакуированных с Крита - 14 500 вывезли именно эти летающие лодки.
http://www.airwar.ru/enc/sww2/sunderld.html
С уважением.