В апреле 1943 г. специалисты фирмы Уильям Бердмор энд Ко из Глазго провели исследования броне-листов танка PzKpfw III и пришли к следующим заключениям:
«Все материалы получены электроплавкой, структура брони изменяется от образца к образцу очень сильно, возможно, потому что образцы изготавливались на различных заводах. Необычной особенностью является высокий процент (выше обычного) содержания кремния и хрома; содеражние углерода также высокое. Физические свойства брони примерно соответствуют нашим пуленепробиваемым материалам. Качество сварки, используемой во многих местах [танка], чрезвычайно низкое во всех случаях.»
Этот комментарий дополняет оценка корпуса и башни трофейного Ausf.J британским министерством снабжения:
«Трудности создания устойчивой к попаданию пуль и снарядов сварной конструкции из высокоугле-роденой брони не преодолены. По любым стандартам качество сварки - неудовлетворительное.»
Двигатель Майбах создавался для работы в условиях умеренного климата, в условиях тропиков и высокой запыленности мотор работал ненадежно, часто перегревался. В рапорте английской разведки от 18 февраля 1942 г., составленном на основе изучения подбитого PzKpfw III, отмечен ряд проблем, связанных с надежностью силовой установки и ходовой части.
«Отказы двигателя связаны, главным образом, с попаданием песка в маслопроводы, вследствие чего выходят из строя коленвал и поршни, песок попадает в электрогенератор и стартер. Воздушные фильтры неадекватны климатическим условиям пустыни. Резиновые бандажи опорных катков разрушаюся от жары и движения с высокой скоростью.»
Инструкция по эксплуатации танка рекомендует держать максимальное число оборотов вала двигателя на уровне 2600 об/мин, однако в условиях жаркого климата (южные районы Советского Союза, Северная Африка) работа мотора на таких оборотах требовала дополнительного охлаждения. Использовать двигатель для работы в режиме торможения рекомендовалось при 2200-2400 об/мин, однако сохранялась возможность непроизвольной раскрутки мотора в этом режиме до 2600-3300 об/мин. После резкого выключения перегретый двигатель выходил из строя, в некоторых случаях поломок удавалось избежать немедленным его повторным включением при открытом дросселле и работой на холостом ходу до тех пор пока температура не войдет в норму. Основным компонентом системы охлаждения служили два радиатора с эффективной площадью охлажденния 0,5 кв.м. Через радиаторы с помощью двух вентиляторов прогоняется воздушный поток.
Эффективность преселектор-ной трансмиссии «Вариорикс» была удовлетворительной при движении на первых семи передачах, после перехода на более высокие передачи усилия, прилагаемые для управления танком, резко возрастали. Восьмая передача предназначалась для движения по ровным дорогам, восьмая и девятая передачи использовались редко.
Синхромеханическая трансмиссия «Афон» заслужила более благоприятные отзывы, чем «Вариорикс», но она была оптимизирована для использования на хороших дорогах. В обеих трансмиссиях при движении по пересеченной местности на низких передачах рекомендовалось выбирать ту передачу, шестерни которой при переключении рычага вошли в зацепление.
Тормозная система и бортовые передачи ведущих колес на танке PzKpfw III являлись очень сложными. В них использовалось большое количество подшипников различных типов; требовалось уделять большое внимание надежной работе системе воздушного охлаждения колодок тормозов; отстутствовала система автоматического согласования усилий правого и левого тормозов, что не позволяло осуществлять точное управление направлением движения танка.
Торсионнная подвеска опорных катков оказалась в целом удачной, однако в условиях пустынь и полупустынь крупные частицы песка и камешки уменьшали срок службы торсионов. Натяжение гусениц регулировалось кривошипом. На Восточном фронте в зимние месяцы при менялись расширители траков гусениц. Эти устройства получили название «Ostketten».
Для запуска двигателя имелся электростартер, однако им рекомендовалось пользоваться только в крайнем случае, а зимой запустить с его помощью замерзший мотор вообще не представлялось возможным. Обычной практикой считался запуск двигателя от ручки, которой с помощью грубой физической силы прокручивали вал мотора. Ручка вставлялась в специальное отверстие в кормовом листе корпуса, после чего два человека старались «разогнать» ее до скорости 60 об/ мин, необходимой для запуска Майбаха. В условиях русской зимы, когда смазка загустевала, сделать это было очень непросто. Граничными условиями работы двигателя считалась температура -50 град. С. число оборотов - 2000 об/мин и давление масла 60 футов/кв. дюйм.
Вооружение и оптика.
В вертикальной плоскости пушку и спаренный пулемет наводил наводчик, вращая левой рукой специальный штурвал. Разворот башни также осуществлялся вручную наводчиком или заряжающим с помощью штурвала; в режиме грубого наведения один полной оборот башни соответствовал 88 поворотам штурвала, в режиме точного наведения - 132 поворотам. Выстрел из пушки производился электроспуском, энергия отката ствола после выстрела поглощалась гидропневматической системой, в просторечии известной как «Браун».
Более тяжелый ствол 50-мм пушки нарушил балансировку орудия в башне. В случае использования пушки с длиной ствола 42 калибра проблема решалась с помощью установки противовесов на казенную часть. Компенсировать дисбаланс 60-калиберного ствола таким способом не представлялось возможным, пришлось ставить специальную компенсационную пружину, подерживающую орудие в горизонтальном положении. Пружины применялись на танках Ausf.J, на более поздних вариантах использовались торсионы. На поздних вариантах также была усилена противооткатная система (стала на 11,4 см длиннее), соответственно, расстояние между казенником пушки и башенным погоном уменьшилось до 44,3 мм.
Телескопический прицел наводчика - более сложный, чем на британских танках. В прицеле имеются две подвижных пластины и прицельная сетка. Первая пластина, дистанционная, вращается вокруг своей оси: прицельные сетки для пушки и пулемета нанесены в противоположных квадрантах, 50-мм шкала проградуирована в диапазоне расстояний от 0 до 2000 м для пушки и от 0 до 800 м для пулемета. Вторая пластина, пластина визирования, перемещается в вертикальной плоскости и служит для наведения вооружения. Обе пластины перемещаются одновременно, при этом пластина визирования смещается вверх или вниз, а дистанционная пластина поворачивается. Для наведения оружия на выбранную цель штурвальчик пластины дистанций вращается до тех пор, пока требуемое значение не будет установлено напротив метки в верхней части поля зрения прицела, наложение на цель марки пластины визирования осуществляется разворотом башни и наведением пушки/ пулемета в вертикальной плоскости. Боекомплект к 50-мм пушке с длиной ствола 42 калибра размещается следующем образом:
5 снарядов хранятся непосредственно пол сиденьем наводчика;
22 снаряда - справа сзади в боевом отделении;
12 снарядов - в верхней правой боеукладке;
36 снарядов - слева сзади в боевом отделении;
24 снаряда - в верхней левой боеукладке;
Всего - 99 снарядов.
За исключением пяти снарядов, под сиденьем наводчика все боеприпасы размещены в вертикальном положении, нижняя часть снаряда находится в специальной нише, верхняя - закреплена пружинным держателем. Такая боеукладка - надежна и аккуратна, но доставать снаряды в боевых условиях было излишне сложно. Кроме того, правая нижняя и обе левых боеукладки закрывались сдвижными створками, которые часто заедали при попадании в направляющие песка и грязи; правая верхняя боеукладка закрывалась двустворчатыми дверцами. Боекомплект к 60-калиберной 50-мм пушке хранился в горизонтальном положении.
Как ни располагался боекомплект, работать заряжающему было очень неудобно, поскольку в башне отсутствовал вращающийся полик, и ему приходилось «крутиться» вокруг казенника в зависимости от положения башни. Командир и наводчик находились в лучшем положении - их сиденья вращались вместе с башней.
Боекоплект к пулеметам размещался на внутренних стенках боевого отделения и отделения управления в коробках (ленты, по 150 патронов в каждой). Немецкие патронные коробки оказались менее удобными, чем те, которые использовались для хранения патронов к пулеметам в английских танках.
Заслуживает упоминания наличие направляющей для стрельбы дымовыми гранатами, установленной в кормовой части танков Ausf.F, G и Н. На машинах более поздних моделей, в ожидании установки башенных гранатометов, направляющие скрыты выходными решетками системы воздушного охлаждения двигателя. В боеукладке направляющей размещалось пять дымовых гранат, которые удерживались на ней с помощью пружинных захватов. Командир танка мог выстреливать гранаты по одной с помощью специального механизма, состоящего из троса, храпового колеса и рапределительного вала. На каждой 1/15 оборота вала производился пуск одной гранаты. Таким образом, разрывы пяти гранат представляли собой цепочку, а в результате разрывов образовывалась сплошная полоса дыма, скрывавшая танк.
Конструкция командирской башни предусматривала наличие бронезаслонок наблюдательных приборов; заслонки имели три положения: открытое, закрытое и промежуточное. На некоторых танках внутри башенки наносились числа, соответствующие циферблату часов, за счет чего облегчалось определение позиции башенки относительно корпуса танка.
В походном положении механик-водитель наблюдал за местностью через триплексный наблюдательный прибор прямого видения. В боевой обстаноке этот прибор закрывался бронезаслонкой, а наблюдение велось через бинокулярный перископ, отверстия под который располагались в крыше корпуса прямо над сиденьем механика-водителя. Германская оптика того времени имела слегка зеленоватый оттенок. (Panzer III, германский средний танк. ч.4, изд. "Торнадо").