по результатам использования Як-7 М-105П летом 1942:
26 сентября 1942 года
Боевые качества самолета Як-7б
(по опыту боевого использования).
Самолет Як-7б по своим летно-техническим качествам и вооружению является наилучшим самолетом-истребителем ВВС и особенно в сравнении с самолетами Лагг-3 и Миг-3.
Самолет Як-7б прост во всех видах техники пилотирования, в полете устойчив, прост в эксплуатации.
Из опыта многих воздушных боев можно сделать следующие выводы:
1. Як-7б легко ведет воздушный бой с Ме-109 на виражах так и на вертикальных фигурах. На горизонтальных фигурах Як-7б имеет преимущества и быстро заходит в хвост Ме-109. По горизонтальной скорости Як-7б и Ме-109 одинаковы.
2. От Ме-109ф Як-7б отстает на вертикальных фигурах. Объясняется это тем, что Як-7б медленно набирает скорость, а Ме-109 "ходит за газом".
По горизонтальной скорости Як-7б уступает Ме-109ф, на пикировании также отстает, хотя практически по горизонтали и на пикировании нашим летчикам приходилось гнаться за Ме-109ф очень короткое время и поэтому полных выводов сделать нельзя. Возможно при продолжительном горизонтальном полете и пикировании Як-7б может догнать Ме-109ф.
3. В воздушных боях с другими типами немецких самолетов как-то: Ме-110, Ю-87, Хе-111, Як-7б имеет преимущество как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что дает возможность производить по несколько атак по этим типам самолетов.
Основные недостатки Як-7б.
1. Тяжел в весе, что затрудняет быстрый набор скорости.
2. Имеет лишнее большое сопротивление за счет водяного и масляного радиатора.
3. Не имеет обзора назад.
4. Плохой целлулоид в фонаре, что затрудняет наблюдение и не дает возможности летать с закрытым колпаком.
5. Мотор (особенно нефорсированный) не соответствует по своему весу этому типу самолета. Желательно иметь более мощный мотор. В крайнем случае, ставить форсированные моторы.
6. При стрельбе приходится бросать ручку с сектора газа и переносить на гашетку, что ухудшает управление самолетом, а также сбивает точность прицела. Необходимо заменить гашетки для стрельбы из пулеметов и пушек кнопкой на ручке управления или на секторе газа.
7. Пробег и разбег самолета велики, что требует хороших площадок по длине.
Кроме устранения указанных недостатков желательно:
1. Улучшить аэродинамические качества самолета за счет лучшей его внешней отделки.
2. Поставить бронезащитное стекло впереди прицела и избежать забрызгивания козырька маслом.
3. Кроме снятия с замков шасси аварийным рычагом, необходимо сделать тросовой дожим, так как часто воздушную систему перебивают.
4. Защитить летчика броней с боков, а также голову.
5. Упростить работу с триммером в воздухе, сделать как на самолете Як-1.
6. Устроить добавочное тросовое управление к рулям глубины
командир 202 ИАД полковник Янсен
военком 202 ИАД полковой комиссар Лобан.
=====================================================
26 сентября 1942
Самолет ЯК-7б по сравнению с Як-1.
В процессе боевой эксплуатации самолета Як-7б в 248 ИАП действовавшим на одном из участков фронта, летный состав полка ранее воевавший на самолете Як-1, обнаружил следующие отрицательные стороны:
1. Расход горючего на самолете Як-7б по сравнению с самолетом Як-1, несмотря на одинаковую емкость бензинобака и один и тот же мотор, меньше. 25.8.42 летчик Сапрыкин, пролетав 1.0 минут, ведя один воздушный бой на форсаже прилетел на свой аэродром, имея в баках горючего 8 кг, тогда как на Як-1 он же летал 1.40 на форсированном газу и горючего оставалось 12 кг.
2. Пробег самолета увеличенный. Самолет Як-7б, пилотируемый капитаном Руденко, вследствие неисправности воздушной системы был вынужден садиться без тормозов и щитков. При точном расчете, имея запас площади в 1500 м, самолету не хватало рабочей площади, тогда как самолеты Як-1 при этих же условиях ограничивались 1200 метров.
3. Управление рулями глубины тяжелее и усложненное, самолет плохо выходит из пикирования, с большой осадкой, пикируя с 4000 м, до 1500 при скорости до 700 км/час, после вывода самолет вышел в горизонтальный полет на Н=400 метров. Если отрегулировать триммер на пикирование, то при выводе в горизонтальный полет управление не удержит.
4. Если самолет отрегулировать для горизонтального полета, то на вираже очень сильно опускает нос, не дает возможности подбора ручки, сваливается в крутую спираль с зарыванием, причем, скорость и радиус виража резко возрастают. Таким образом, чтобы избежать этих недостатков, летчику постоянно в полете приходится изменять положение триммера руля глубины в зависимости от режима полета, что при ограниченном времени очень затрудняет летчика.
5. Управление элеронами очень вялое, замедленное, при перекладывании из крена в крен ручка бьет по ногам летчика, вследствие очень узкого расположения педалей. Особенно плохо слушается самолет элеронов на малых скоростях порядка 220-250 км/час.
6. Управление рулем поворота слабее, с большим запозданием движение больше по размаху, напоминает большой транспортный самолет, а не истребитель. На больших скоростях для управления требуется приложить значительную физическую нагрузку.
7. При потере скорости до 260-230 км/час при выполнении боевых разворотов, виражей и других криволинейных режимов, рулями можно болтать сколько угодно, самолет почти не слушается особенно на боевых разворотах.
8. В процессе воздушного боя, гонясь за противником, на высоту, иногда возникает необходимость резко перевести самолет из режима набора в пикирование с разворота. На Як-7б это почти не удается. Так как самолет обладает большой устойчивостью, не сваливается на крыло, а медленно сыпется на хвост, представляя из себя прекрасную беспомощную мишень для противника.
9. Самолет Як-7б не терпит резких переходов, очень медленно набирает скорость и очень медленно погашает ее.
10. Самолет рассчитан по центровке на экипаж в 2 человека, летая по одному, центровка перемещается вперед и самолет не допускает продолжительно и энергичного торможения немедленно переходит на нос и даже капотирует.
11. При посадке с одним летчиком требует энергичного добора ручки, иначе хвост не добирается и посадка производится с полуопущенным хвостом. Так. нагрузка на рули весьма значительна.
Общий вывод:
Самолет Як-7б по сравнению с самолетом Як-1 очень тяжел в управлении имеет меньшую маневренность в горизонтальной плоскости, инертен, имеет меньшую максимальную скорость горизонтального полета. Як-1 в среднем дает 440-450 км в час, самолет Як-7б из 20 имевшихся в полку только лучшие экземпляры давали эту скорость. При новом моторе. В среднем можно считать скорость порядка 400-410 км/час.
Таковы предварительные данные о самолете Як-7б, замеченные в процессе боевой эксплуатации, на самолетах серии от 23-17 до 24-106 бывшие на вооружении 248 ИАП.
Данные взяты с опроса летного состава 248 ИАП
Командир 248 ИАП полковник
военный комиссар 248 ИАП
батальон. комиссар
начальник штаба 248 ИАП майор Болотов.
====================================================
ничего не напоминает?