Цитата Сообщение от Dimlee Посмотреть сообщение
безусловно, немцы пытались оправдаться изо всех сил - те, военные и первые послевоенные поколения.
Как мне представляется, и они пытались оправдаться, и их оправдывали. В результате мы имеем то, что имеем.

и возможно авторы и книги и сценария перегнули в "аполитичности" Кригсмарине. Но - как нам это проверить, особенно в отношении отдельно взятого экипажа.
Допустим сущетсвование такого "отдельно взятого экипажа". Но фильм-то уже становиться (и воспринимаеться) как ода всем экипажам Кригсмарине, и замечательно ложиться в перепеваемый образ "храбрый германский зольдат".
Он ведь, этот образ - какой?
Храбрый германский военнослужащий ни в жизнь не верил этим нацистам и вообще от НСДАП был далек (а то что на фото сделанных до лета 44-го года мы без конца видим немецких солдат и офицеров, приветсвующих друг друга нацистским приветствием, а не уставным армейским - так вы об том не думайте).
Он лишь сражался за Родину (его родина как-то оказалась в Польше и России, Северной Африки и Франции) и выполнял свой воинский долг (Что? Расстреливать женщин и детей в упор из MG-42, предварительно сняв с них одежду для отправки в любимый фатерлянд не есть воинский долг? - тогда это не мы, это СС).
Да, он честно, а главное - очень умело сражался с многократно превосходящими войсками союзников и просто дико превосходящими их ордами большевиков, и только вот это численное превосходство врагов не позволило немецкому военному гению их победить.
И так далее, и тому подобное.

Мне приходилось общаться с германцами ветеранами когда-то. Слышал о сомнениях, о внутренней оппозиции, о неверии, особенно после Сталинграда. Можно сказать "врут, оправдываются", "охотничьи рассказы". Но они там были, а я нет. Типичный вопрос - насколько достоверны свидетельства очевидцев.
Безусловно, сомнения были - особенно после Сталинграда. Только на что они влияли, их сомнения? "Яволь" говорилось так же четко, и RK из рук любимого фюрера германского рейха принимались с тем же удовольствием.

А насчет гуманизма - нормальная реакция. На море по другому относились к противнику. Не все, не всегда... но не так, как в пехоте.
Не уверен. Кстати, в каком-то мемурае наткнулся - авто комментируя эпизод "слезы и потопленный танкер" назвал его "насквозь лживым". Мол, в любом случае нам тогда было не до того и т.п.