F-4 , конечно , машина эпохальная , на все случаи жизни , да и по надёжности выше всяких похвал . Но когда Chizh назвал его маневренной машиной, способной переманеврировать МиГ-21 в БВБ , то кроме смеха у меня ещё появилось озарение , почему именно такие FM имеют самолёты в LO . А вот теперь выдержки из отчёта западногерманского пилота после полётов на серийном F-4E , с улучшенной маневренностью по сравнению с предыдущими модификациями, - " На малых скоростях истребитель имеет удовлетворительные аэродинамические характеристики продольной устойчивости и управляемости лишь до угла атаки 15 градусов. Из-за отсутствия в системе продольного управления регуляторов усилий самолёт имеет на малых высотах полёта в около звуковой области неудовлетворительные значения расхода ручки на единицу перегрузки, что затрудняет его пилотирование. С включенной АСУ на дозвуковых скоростях и больших углах атаки самолёт обладает неудовлетворительными характеристиками боковой динамической устойчивости, при угле атаки 12 градусов наступает боковая колебательная неустойчивость. Характеристики поперечной управляемости F-4E на больших углах атаки также выглядят не совсем благополучно, что обусловлено принятой на истребителе системой поперечного управления, - элероны отклоняются только вниз, интерцепторы - только вверх. При управлении по крену возникают значительные тормозящие моменты рыскания, возрастающие с увеличением угла атаки. Самолёт F4E в дозвуковом диапазоне чисел М имеет меньшее значение Су срыва и Су доп. чем истребители МиГ-21ПФ. При Су > Су доп. на F-4E возможно резкое сваливание и переход в штопор, надёжный выход из которого без выпуска тормозного парашюта невозможен. Пилотирование F-4Е имеет ряд особенностей, обусловленных аэродинамикой и конструкцией самолёта, - сваливание при перегрузке 1 характеризуется движением по рысканию и крену, как правило вправо. За 74 км/ч до достижения скорости сваливания возникает срывная тряска, усиливающаяся при приближении критической скорости. За 18 км/ч - начинаются слабые колебания по крену. Для выхода из режима сваливания следует отдать ручку от себя при нейтральных элеронах и руле направления. Далее начинается умеренная срывная тряска. Резкое полное отклонение ручки на себя и удержание её в этом положении может привести к штопору, особенно на высотах ниже 7500м, всё это происходит без предупредительной тряски и раскачивания."Там ещё много интересного , но лень печатать , заканчивает он словами что машина показалась тяжёлой и инертной , но с превосходными разгонными характеристиками , мощным радаром и огромным списком применяемого вооружения . До 1971г из-за штопора было потеряно 79 самолётов этого типа, что безусловно свидетельствует о неудовлетворительных штопорных характеристиках. Потребная высота для выхода из штопора в горизонтальный полёт составляет 4500м. Кстати в своих работах полковник авиации Владимир Бабич ( очень уважаемый спец в авиационных кругах ) писал , что американские пилоты неохотно ввязывались на F-4 в ближний возд. бой , из-за опасности срыва в штопор , и такие фигуры ВП как петля , боевой разворот старались избегать , т.к. они приводили к значительной потере скорости . Конечно , после курсов Top Gun ситуация улучшилась за счет более грамотного пилотирования и применения , но из утюга ласточка не получится . Израильтяне , кстати, применяли Фантом в основном как ударный истребитель , для огневой поддержки войск , в воздушных боях как приманку , или действовали из засад . Арабские пилоты особо не боялись F-4 в БВБ . Для них настоящим бичём был Mirage IIIC.