
Сообщение от
An.Petrovich
Оффтопик:
Насчёт "разворота", и за счёт чего он выполняется. Если под этим термином понимать движение по криволинейной траектории, а не вращение вокруг ц.м при создании скольжения, то более точное объяснение природы вещей такое:
1. Плоский разворот выполняемый педалями:
- отклонение РН изменяет боковую силу на ВО, появляется момент рыскания на плече ВО относительно ц.м.
- под действием момента - самолёт разворачивается на угол скольжения
- за счёт угла скольжения - образуется боковая сила на фюзеляже, направленная в сторону разворота
- при этом боковая сила на ВО направлена в противоположную (!) развороту сторону (если самолёт устойчив по углу скольжения)
- таким образом боковая перегрузка (искривляющая траекторию) создаётся боковой силой фюзеляжа (!) + проекцией силы тяги обоих двигателей на радиус разворота, за вычетом (!) боковой силы на ВО (направленной в противоположную развороту сторону).
2. Плоский разворот выполняемый разнотягом:
- разнотяг приводит к появлению момента рыскания относительно ц.м.
- под действием момента - самолёт разворачивается на угол скольжения
- за счёт угла скольжения - образуется боковая сила на фюзеляже и на ВО (!), направленная в сторону разворота
- таким образом боковая перегрузка (искривляющая траекторию) создаётся боковой силой фюзеляжа + боковой силой на ВО + проекцией силы тяги обоих двигателей на радиус разворота.
При этом ещё раз обращаю внимание: сам по себе разнотяг траекторию не искривляет, он лишь "крутит" самолёт относительно ц.м. на угол скольжения.
Оффтопик:
Если я правильно понял, то между поворотом разнотягом и поворотом педалями аэродинамически разницы не существует.

Но зато существует разница в нагрузке на летчика. Для поворота разнотягом достаточно повернуть рычажок - усилие создает двигатель. Для поворота педалями нужно создать усилие самому. Управлять большими самолетами было не просто - возможно, поворот разнотягом снижал нагрузку на летчика...
