Смешно, абассаца можно.
Смешно, абассаца можно.
Большая.
Во-первых, у штурвала точнее управление - за счет бОльшего хода как по тангажу, так и по крену.
Во-вторых, по крайней мере на не самых супер современных лайнерах, между штурвалом и рулями меньше проложено электронных "мозгов". А значит меньше вероятность того, что эти мозги заглючит.
Еще из зала советуют "в-третьих" - штурвалы КВСа и второго пилота обычно связаны между собой жестко. Что очень хорошо помогает при передаче управления в критических ситуациях.
// 地辟于丑 - Земля рождена в час Быка
Но штурвал, это ж не сайдстик - на штурвале у тебя сразу обе руки научены работать, а на джойстике, только одна. Мой мозг охотнее воспринимает управление "одной левой" штурвалом, да и правую руку если что можно на штурвал положить, РУДами работать и коллега может или автомат тяги. Да и РУДы двигать не так часто надо, не в строю летаешь.
Phenom 955 (4x3,2 ГГц), 4 Gb RAM, 8800GT 512Mb, Win 7x64 SP1
Году в 91 в каком-то из журналов , то ли "Крылья родины", то ли "Гражданская авиация" вопрос обсуждался: стоит ли КВСа садить справа. И мнения разделились: одни говорили, что надо справа, т.к. в сложных ситуациях КВС берёт управление на себя и правой рукой надо держаться за штурвал, а левой РУДы двигать. Другие говорили, что это противоестественно, т.к. в машине водитель слева сидит и нормально рулит и все к этому привыкли (как будто второй пилот на машине не ездит). Прошло 20 лет и споры не утихают.
Что касается правостороннего движения в России, то на мой взгляд это одна из величайших ошибок и не потому что японцы для себя машины лучше делают, чем для Европы, а потому что теперь мужики, идя по правой стороне коридора, вынуждены далеко тянуть руку для рукопожатия и немного притормаживать. Идя по левой стороне здороваться легче. Догодались ведь рельсы шире сделать, чтобы враг не проехал, а сделать движение не как в Европе не догадались.
По телеку передача была про Арбузы с джоями и там говорилось, что компьютер додумывает за пилота. Тот ручку на себя и комп газу прибавляет, от себя- убавляет. Типа комп не допустит, чтобы пилот совершил роковую ошибку и видимо точность управления джоем не имеет значения. Разумеется всё это хорошо, если комп сам не тупит. Помнится был случай даже с Ту-204, летевшим из египта, из-за ошибки в программе, а у него с органами управления (если не принимать во внимание штурвал странной конфигурации) всё нормально.
Крайний раз редактировалось OlegVL; 12.09.2011 в 18:24.
На Airbus в принципе вообще РУДы почти не трогают: после взлета на thrust reduction altitude ставиться в climb gate и так до посадки. На Boeing, если в снижении и наборе пилотировать штурвально, то РУДы трогать смысла нет, там в основном либо climb thrust, либо idle. А в основном при взлете и особенно заходе РУДы двигают в принципе столько же, сколько и штурвал. На взлете у pilot flying одна рука на РУДах до V1, а на заходе, если A/T off, disarmed то на РУДах постоянно.
Кстати, по поводу моторики. У меня дома Thrustmuster ABII. Потом прикупил себе сайтековский штурвал с педалями и РУДами. Когда пробовал летать как КВС (левая рука на штурвал, правая РУДы) было очень тяжело привыкать (особенно с учетом наличия педалей, которых до этого вообще как класс не было) после "неудобного" джойстика.
Вообще сколько людей - столько мнений. Из отзывов пилотов много читал как положительного, так и отрицательного. Некоторые говорят, что сайдстик лучше, и за штурвал они уже не хотели бы возвращаться, другие (в основном те, кто не имел возможности сравнить) - что лучше "рога" перед руками, чем "палка" сбоку.
Крайний раз редактировалось BCS45; 12.09.2011 в 19:52.
Phenom 955 (4x3,2 ГГц), 4 Gb RAM, 8800GT 512Mb, Win 7x64 SP1
Странно. Мне представлялось, что, во-первых, "двигать рудами столько же, сколько штурвалом" не есть "красивая" манера самолётовождения - в смысле режимы более-менее известны, ну чуть подобрать, но не шерудить рудами как лопатой, а во-вторых в экипаже существует-таки распределение управления. Особенно на ответственных участках полёта. Ну типа при ручном заходе задача КВС следить за отклонениями от глиссады и искать полосу, второго - за скоростью, высотой...
А с Ваших слов получается, что один из пилотов полностью пилотирует, а второй - за свидетеля или контроллёра....
Правшам, коих большинство, с сайдстиком неудобно. Если штурвал - там 2 руки всегда работают, движения воспринимаются однозначно - влево-вправо, на себя-от себя. Если правая на РУДах, левая рука делает те же движения, без помощи правой, мозг не напрягается.
А на Aibus, сначала правой рукой работаешь, пока правак. Потом садишься на место КВСа и нужно какое-то время привыкнуть, поэтому вынужден на тренажере посидеть, если дадут.
У правши левая рука никогда лучше правой работать не будет по определению. Штурвалом в любое время можешь обеими руками управлять, доверив РУДы праваку.
ИМХО, это и есть забота о летчике, которому в крит. ситуации необходимо полноценное, удобное управление. Поэтому, лично мне, такое управление не по душе.
P.S. На "рогах" на тренажере(в ЮУрГУ который сделали) Cessna 172 летал. Сайдстик дома есть, в симуляторах пробовал. Пробовал в полете на легкой Сиерре левой рукой управлять. Без проблем получается только в спокойной обстановке.
Phenom 955 (4x3,2 ГГц), 4 Gb RAM, 8800GT 512Mb, Win 7x64 SP1