Это в автомобиле так. Он разгоняется и тормозится за счёт взаимодействия с дорогой, которая всегда расположена внизу.При уменьшении тяги и замедлении на тормозах, момент от силы инерции создает пикирующий момент, при разгоне момент инерции становится кабрирующим.
Для аэроплана, это абсолютно справедливо в случае торможения шасси (с обязательным замедлением движения). А в случае разгона, направление момента зависит уже от того, проходит ли вектор тяги СУ выше или ниже ЦМ.
Джентльмены, дабы отвлечься от инерционных составляющих, которые каждый понимает по своему, предлагаю рассматривать несколько упрощённый случай. А именно, равномерное движение, с постоянной скоростью.
Приблизительно это может соответствовать ситуации, сложившейся перед включением взлётного режима. Когда скорость уже практически перестала расти, но уже достигла скорости отрыва передней стойки. Однако поднять стойку экипаж не смог.
Думаю, в этом моменте и сконцентрирована главная проблема.