В 2003 году СП закончила исследование итогов
приватизации в России в 1990-х годах, напомнил Степашин. «Проанализировав итоги приватизации, мы открыто и честно сказали: она “была проведена по худшему варианту из всех европейских стран”. Это я дословно цитирую члена экспертной группы, которая работала вместе со Счетной палатой, нобелевского лауреата, американского профессора Джозефа Стиглица, — сказал главный аудитор страны. — Безусловно, цель, которая декларировалась, достигнута не была. А это не только переход на рыночную экономику, но и создание среднего класса, более эффективных предприятий, которые могли бы конкурировать с западными компаниями». По его словам, ни одна страна мира, в том числе страны Восточной Европы, не проводили такого рода приватизации.
Степашин не обошел стороной другой важный элемент экономической политики 1990-х. «Что касается
залоговых аукционов, то это была просто полумошенническая схема, когда люди брали кредит у банка, за бесценок покупали крупнейшие предприятия, иногда даже не возвращая кредит. Тут вопросов нет, комментариев тоже», — подчеркнул глава СП. Он сообщил, что,
как признался Анатолий Чубайс после публикации доклада СП по приватизации, «
задача ставилась одна: ликвидировать промышленно-экономическую основу для коммунистического реванша, то есть задача была чисто политическая».
Он напомнил, что ряд
приватизационных сделок, особенно ваучеризация, проводились в соответствии не с законом, а с у
казами президента. Борис Ельцин «ввел указом ваучеры вместо именных чеков, которые мы с вами должны были получить, как это сделали в Венгрии и Польше», сказал Степашин. «Тем не менее в своем докладе мы сделали еще один
важный вывод: массовая приватизация и даже залоговые аукционы де-юре легитимны. Все делалось в соответствии с законами и указами того времени», — заявил глава СП. Поэтому
ставить вопрос о деприватизации с юридической точки зрения некорректно, уверен он. «Деприватизация могла серьезно ударить по экономической основе государства», — подчеркивает Степашин.