В
августе 2002 года, можно сказать, на заре министерского пути Сергея Иванова, президент Путин особо обратил его внимание на необходимость исключить злоупотребления при расходовании бюджетных средств. Главнокомандующий поручил военному ведомству организовать «четкий контроль» и сделать прозрачным их расходование, высказал сожаление в связи с тем, что «до сих пор Минобороны само не знает, куда эти средства направляются».
Государство долгие годы вкладывало колоссальные средства в создание и развитие различных видов вооружения, сети военной и социальной инфраструктуры, передавало вооруженным силам огромные земельные участки. Правительство РФ планировало, что высвобождаемое в ходе реформы недвижимое и движимое военное имущество (ВВИ) могло быть перераспределено внутри Минобороны, безвозмездно передано муниципальным властям и организациям, списано или же продано с аукциона. Предполагалось, что средства от реализации ВВИ должны были пополнить бюджеты Минобороны, субъектов федерации, местные и прочее.
Реализацию недвижимого имущества доверили Российскому фонду федерального имущества, нанявшему для этого (в нарушение закона) коммерческие фирмы, и Центральному управлению материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС).
Из-за отсутствия опыта (или старания) коммерсанты и военные из 4511 объектов, предназначенных для продажи, продали только 156 – на 363,5 миллиона рублей. А на содержание и охрану нереализованного недвижимого ВВИ государство потратило 200 миллионов рублей.
Что меня удивило, так это продажа по заниженным ценам недвижимости в Москве. Вот лишь один пример.
Дом офицеров на улице Серегина, трехэтажное кирпичное здание, имеющее статус памятника истории, расположенное на участке 1500 квадратных метров в районе, где и экология благоприятная, и условия для занятия бизнесом прекрасные, – было оценено в 253,9 тысячи долларов (7170 тысяч рублей). По 64 доллара за квадратный метр!
В августе 2005 года представитель Счетной палаты РФ Александр Ноздрачев огласил новые грустные итоги: при закупках отдельных видов продукции военные допустили нарушения на 1,8 миллиарда рублей.